РОССИЙСКИЕ МОНОГРАФИИ И СБОРНИКИ СТАТЕЙ

Петербург. Императрская Публичная библиотека. 1900-е гг. The Emperor Public Library in St.Petersburg. 1900-s

по творчеству Велимира Хлебникова

Стилизованная подпись Велимира Хлебникова. Stylized signature of Velimir Khlebnikov

Аристов В. В. В. В. Хлебников в Казани, 1898 – 1908: (Гимназия, ун-т, становление Велимира). – Казань: Изд-во КГУ, 2001. – 67 с.

Баран Х. О Хлебникове. Контексты, источники, мифы. - М.: РГГУ, 2002. - 416 с.:

Башмакова Н. В. Слово и образ: О творческом мышлении Велимира Хлебникова. Дис. ... д-ра филос. наук. – Хельсинки, 1987. – (Neuvostoliittoinstituutin vuosikirja № 29). – 288 с. – Библиогр.: с. 256 – 282.

Велимир Хлебников: Венок Поэту: Антология / Сост. и предисл. Арсена Мирзаева. – СПб.: Вита Нова, 2005. – 64 с.: ил.

Велимир Хлебников и мировая художественная культура на рубеже тысячелетий. VII Международные Хлебниковские чтения. 7 – 9 сент. 2000 г.: Научные доклады. Статьи. Тезисы / Под ред. проф. Г. Г. Исаева. – Астрахань, 2000. – 231 с.

    Григорьев В. П. "Чудо-безумец" Веха перед филологией XXI века. С. 3 – 8.
    Акулова В. В. Хлебников. Поэтический космос: от поэтического элемента к мифу. С. 10 – 14.
    Арензон Е. Р. Еще раз о хлебниковской "зауми" (Стимулы и эволюция "самовитого" слова). С. 14 – 17.
    Богатырев А. А. Особенности риторической установки на художественность в тексте В. Хлебникова "Ладомир". С. 17 – 18.
    Богин Г. И. Актуализация как принцип тексто- и смыслопостроения у В. Хлебникова. С. 18 – 27.
    Гик А. В. Словарь общих и отличительных слов как инструмент анализа поэтического творчества. С. 27 – 31.
    Дьячков А. В. Поэтика разумной достаточности в стихотворении В. Хлебникова "Цыгане звезд...". С. 31 – 36.
    Евдокимова Л. В. Архетип загадки в стихотворении В. Хлебникова "Вы помните о городе, обиженном в чуде...". С. 36 – 45.
    Зубкова Н. А. Еще одна Мава. С. 46.
    Иванюшина И. Ю. Об особенностях диалогизма В. Хлебникова. С. 46 – 51.
    Исаева Л. Х. Моделирующая функция восточных имен собственных в стихах В. Хлебникова об Иране. С. 51 – 57.
    Киктев М. С. Хлебниковское "Б" и его околица: (К типологии хлебниковских заклятий). С. 57 – 61.
    Лощилов И. Е. Еще об одном из источников стихотворения В. Хлебникова "Меня проносят на слоновых...". С. 61 – 65.     (Прочитать в интернете: http://www.nlgroup.ru)
    Максимова Н. В. Художественное воплощение темы исторической судьбы России в поэме В. Хлебникова "Вы, привыкшие видеть жизнь...". С. 65 – 71.
    Мельникова Н. О специфике мифологизации имени в стихотворении В. Хлебникова "На родине красивой смерти – Машуке...". С. 72 – 75.
    Перцов Н. В. О стихотворении В. Хлебникова "Ночь, полная созвездий...". С. 76 – 77.
    Перцова Н. Н. Движение по мифологиям в черновике "Детей Выдры" В. Хлебникова. С. 78 – 79.
    Поляков Н. Н. Последнее прорицание (о поэме В. Хлебникова "Вы, привыкшие видеть жизнь..."). С. 79 – 84.
    Руденко С. Г. Герой лирических стихотворений В. Хлебникова. С. 84 – 87.
    Соболева Е. А. Миниатюры как откровения в творчестве В. Хлебникова. С. 87 – 88.
    Старкина С. В. Стихотворение Хлебникова "Тайной вечери глаз знает много Нева...". С. 89 – 91.
    Тропкина Н. Е. Мотив ослепления в поэзии В. Хлебникова конца 1910-х – начала 1920-х гг. С. 91 – 92.
    Тырышкина Е. В. Ценностная ориентация автора в авангарде: теория и практика: (К вопросу о традициях символизма (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых). С. 92 – 97.
    Филиппова О. В. Идиостиль В. Хлебникова: своеобразие ритма. С. 97 – 99.
    Бирюков С. Е. (при участии Б. Замеса, К. Дебес, Г. Квинкве) Хлебников в Германии. С. 102 – 103.
    Волкова П. С. Хлебников – Бродский: к проблеме диалога. С. 104 – 108.
    Егорова О. Г. В. Хлебников и В. Маяковский в автобиографической прозе И. Бунина. С. 108 – 112.
    Звягина М. Ю. "Воображаемая филология" В. Хлебникова и языковые эксперименты в "пергаменте" Ю. Коваля "Суер-Выер". С. 113 – 115.
    Исаев Г. Г. "Хлебниковский текст" в романе В. Аксенова "Новый сладостный стиль". С. 116 – 123.
    Исаева Е. Г. В. Хлебников в творческом сознании В. Каверина 1920-х годов. С. 123 – 129.
    Князева Е. А. Традиции В. Хлебникова в метаметафоризме. С. 129 – 134.
    Кшицова Д. Стиль модерн в творчестве А. Блока, Г. Аполлинера и В. Хлебникова. С. 134 – 136.
    Миронова Г. С. "Мыслезем" В. Хлебникова в "Ноосфере" А. Битова. С. 136 – 140.
    Перевалова С. В. "Эхо" Серебряного века в романе В. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени". С. 141 – 142.
    Перепелкин М. А. В. Хлебников и О. Седакова: (Структура образа Вечности в стихотворении "Бабочка или две их"). С. 142 – 144.
    Рогачева А. Е. Традиции футуризма в творчестве поээтов ОБЭРИУ. С. 145 – 147.
    Санкина С. Л. Заметки к теме: В. Хлебников и М. Кузмин: точки соприкосновения. С. 147 – 152.
    Терехина В. Н. В. Хлебников в контексте русского экспрессионизма. С. 153 – 155.
    Шмидт Э. Универсальный язык В. Хлебникова и его перевоплощение в творчестве современных русских поэтов (на примере Д. Пригова и С. Сигея). С. 156 – 158.
    Бонфельд М. Ш. Музыкальное приношение В. Хлебникова. С. 160 – 164.
    Жабинский К. А. Творчество В. Хлебникова в контексте литературной "моцартианы" XIX – нач. XX вв. С. 164 – 171.
    Жукова О. А. Творческий феномен В. Хлебникова как культурологическая проблема. С. 171 – 174.
    Мерзлякова С. В. Иллюстрации Веры Хлебниковой к произведениям В. Хлебникова. С. 174 – 180.
    Овсянкина Г. П. О балете Геннадия Банщикова "Шаман и Венера": (К проблеме диалога В. Хлебникова и композитора). С. 180 – 183.
    Петров В. С. Прокофьев и В. Хлебников: некоторые художественные параллели. С. 183 – 186.
    Самсонова Т. П. "Ручей с холодною водой..." В. Хлебникова в музыкальном прочтении Бориса Тобиса. С. 186 – 187.
    Свиридова А. В. Хлебников – И. Стравинский (общность творческих методов и стилевых черт). С. 188 – 189.
    Емельянов В. А. Традиции псалмопения в "Опавших листьях" В. Розанова. С. 192 – 195.
    Некрасова И. Хлебниковские идеи цикличности времени в русле культурологических концепций. С. 195 – 196.
    Никитаев А. Т. В. Хлебников и журнал "Маковец". С. 196 – 197.
    Свечникова И. Н. Словотворчество В. Хлебникова в восприятии школьников VI класса. С. 197 – 198.
    Мамаев А. А. "Я искал ключи к Хлебникову...": (Графика Степана Ботиева). С. 198 – 200.
    То же: Хлебниковская веранда. 2000. Апрель. № 23.
    Ботиев С. "Хлебникова поле" (Цикл работ: графика). С. 201 – 227.


Велимир Хлебников и художественный авангард XX века. VI международные Хлебниковские чтения (8 – 11 сентября 1998 г.). Научные доклады. Статьи. Тезисы. – Астрахань, 1998. – 148 с.
Подробная программа VI международных Хлебниковских чтений (8 - 11 сентября 1998 г.)

    Григорьев В. П. Хлебников и современность. II. С. 3 – 10.
    Васильев И. Е. Хлебников как культовая фигура русского авангарда: дискурс власти и мессианские жесты. С. 13 – 14.
    О "культе" Будетлянина.
    Перцова Н. Н. О помете "П. Р." в "Гроссбухе" В. Хлебникова. С. 14 – 16.
    Опыт реконструкции первоначального замысла сверхповести "Зангези".
    Звягина М. Ю. Проблема жанра и автора в прозе В. Хлебникова. С. 16 – 17.
    Исаев Г. Г. "Хаджи-Тархан": к вопросу о специфике конфликта и жанра поэмы. С. 17 – 24.
    Евдокимова Л. В. О загадке как архетипе творчества В. Хлебникова: к постановке проблемы. С. 24 – 31.
    Максимова Н. В. Мотив пророка в поздней лирике В. Хлебникова. С. 31 – 32.
    Крюкова Н. Ф. Метаметафора В. Хлебникова как воплощение его творческих принципов. С. 32 – 33.
    Рафаева А. В. Трансформация сказочных мотивов в творчестве В. Хлебникова. С. 33 – 35.
    Исаева Л. Х. К вопросу о генезисе образа пророка в поэме В. Хлебникова "Тиран без ТЭ". С. 35 – 36.
    Волкова П. С. В. Хлебников и конкретная поэзия: к вопросу о внутренней форме языка. С. 36 – 42.
    Деменко Б. В. Мера мира Велимира: генезис и менталитет творчества. С. 42 – 47.
    Старкина С. В. Петербургские реалии в поэме Хлебникова "Журавль". С. 47 – 48.
    Зубкова Н. Еще одна Мава: (О неизвестном стихотворении В. Хлебникова в фондах Отдела рукописей РНБ). С. 48 – 49.
    Иванов В. Г. К интерпретации стихотворения В. Хлебникова "Когда над полем зеленеет...". С. 49 – 50.
    Поляков Н. Н. Восточные истоки "сверхповести" В. Хлебникова "Дети Выдры". С. 50 – 52.
    Бирюкова А. С. Специфика карнавального мироощущения в поэме В. Хлебникова "Поэт". С. 52.
    Руденко С. Г. Авторская позиция в стихотворении В. Хлебникова "Смерть в озере". С. 52 – 60.
    Николаева С. Ю. Основные мотивы рождественской сказки В. Хлебникова "Снежимочка". С. 60 – 64.
    Арензон Е. Р. Хлебников и Маяковский: (К проблеме взаимоотношений в интерпретации Р. В. Дуганова). С. 67 – 68.
    Бирюков С. Е. В. Хлебников и поставангард. С. 68 – 69.
    Емельянов В. А. В. Розанов и футуристы. С. 69 – 73.
    Глинин Г. Г. Мотив возмездия в поэмах А. Блока "Возмездие" и В. Хлебникова "Марина Мнишек". С. 73 – 77.
    Перцов Н. В. "Бахчисарайский фонтан" Пушкина и "Хаджи-Тархан" Хлебникова. С. 77 – 80.
    Мартынова Н. Г. К проблеме времени в лирике В. Хлебникова и З. Гиппиус. С. 80 – 84.
    Штейникова Н. В. Русский футуризм в эстетическом сознании В. Ходасевича. С. 84 – 86.
    Спесивцева Л. В. В. Хлебников и поэзия М. Цветаевой 1920-х годов. С. 86 – 90.
    Вилявина И. Ю. Особенности построения рассказов В. Хлебникова "Николай" и Л. А. Андреева "Ложь". С. 90 – 95.
    Глинина О. Г. О тематическом и мотивном сходстве произведений В. Хлебникова и И. Бунина (поэмы "И и Э", "Лесная дева", "Любовь приходит страшным смерчем..." и книга рассказов "Темные аллеи"). С. 95 – 98.
    Кикенова О. Е. Некоторые аспекты лингвопоэтики В. Хлебникова и В. Набокова. С. 98 – 104.
    Рейзенкинд Т. И. Образ машины времени В. Хлебникова в художественном и научном творчестве. С. 104 – 108.
    Овсянкина Г. П. Музыкальное прочтение поэзии В. Хлебникова в кантате "Весенние песни" Георгия Фиртича. С. 111 – 115.
    Бонфельд М. Ш. Словотворчество В. Хлебникова и континуальное мышление. С. 116 – 118.
    Языковое пространство и лингвистические эксперименты В. Хлебникова.
    Матвеева В. А. О претворении идей В. Хлебникова в творчестве Николая Рубцова. С. 119 – 120.
    Поповская О. И. Идея числа В. Хлебникова и ее преломление в современной отечественной музыке. С. 120 – 121.
    Казанцева Л. П. Хлебников и его окружение: о творческом универсализме М. Кузмина. С. 121 – 126.
    Санкина С. Л. Поэма В. Хлебникова "Журавль" как литературный источник первого киносценария Г. М. Козинцева и Л. Э. Трауберга "Женщина Эдисона". С. 127 – 129.
    Кутукова Т. М. Государственный архив Астраханской области – источниковедческая база для исследования генеалогии В. Хлебникова. С. 133 – 134.
    Мамаев А. А. Астрахань – "треугольник Христа, Будды и Магомета". С. 134 – 135.
    Колесникова Н. В. Литературное творчество Веры Хлебниковой (астраханский период). С. 135 – 136.
    Попова И. М. Средства интертекстуальности в орнаментальной прозе Е. Замятина. С. 136 – 142.
    Марисова И. К. Хлебниковедение за рубежом. С. 142 – 144.


Вестник Общества Велимира Хлебникова / Ред. Е. Р. Арензон, Р. Вроон, Г. Г. Глинин, Р. В. Дуганов, А. Т. Никитаев. – Вып. I. – М.: Гилея, 1996. – 263 с.

    Хлебников В. В. Еня Войков. [Предисл., публ. и примеч. С. Старкиной]. С. 7 – 28.
    Хлебников В. В. Западный друг. [Предисл., публ. и примеч. Е. Арензона]. С. 29 – 36.
    Хлебников В. В. Колесо рождений. [Предисл., публ. и примеч. Р. Дуганова]. С. 37 – 43.
    Велимир Хлебников в размышлениях и воспоминаниях современников (по фонодокументам В. Д. Дувакина 1960 – 1970-х годов) / Подгот. текстов М. Радзишевской и В. Тейдер; Предисл. и примеч. Е. Арензона. С. 44 – 66.
    Публикация воспоминаний о поэте Р. О. Якобсона, В. Б. Шкловского, С. П. Боброва, Н. А. Павлович, В. П. Киселева, К. М. Асеевой (Синяковой), М. М. Бахтина.
    Старкина С. Казанские друзья В. В. Хлебникова. С. 67 – 74.
    Митурич-Хлебников М. Где умер и где похоронен Велимир Хлебников. С. 75 – 79.
    Григорьев В. О квазигильбертовских проблемах велимироведения. С. 80 – 88.
Перспективы изучения творчества В. Хлебникова.
    Гаспаров М. Стих поэмы Хлебникова "Берег невольников". С. 89 – 101.
    Орлицкий Ю. Стиховое начало в прозе Хлебникова (к постановке проблемы). С. 102 – 112.
    Бирюков С. Фонема и уровень звука в поэтических системах XX века. Путь к мировому заумному языку (два взгляда) С. 113 – 122.
    Проблема создания нового языка в русской поэзии нач. XX в. в свете учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме.
    Перцова Н., Рафаева А. "Звучаль славянина": сказочные мотивы в ранних произведениях Хлебникова. С. 123 – 130.
    Дуганов Р., Перцов Н. О классических мотивах у позднего Хлебникова (вступление к поэме "Поэт"). С. 131 – 139.
    Традиции русской поэзии XIX в. (стих, художественная образность) в творчестве В. Хлебникова.
    Вроон Р. Генезис замысла "сверхповести" "Зангези": (К вопросу об эволюции лирического "я" у Хлебникова). С. 140 – 159.
    Соливетти К. Опыт перевода Хлебникова на итальянский (IX плоскость "Зангези"). С. 160 – 178.
К проблеме адекватного перевода лингвистических экспериментов В. Хлебникова.
    Бёмиг М. Время в пространстве: Хлебников и "философия гиперпространства". С. 179 – 194.
    Пространственное истолкование времени у В. Хлебникова.
    Ястремский С. От словесного пейзажа к словесному ландшафту: проблема пространства в поэзии Хлебникова на примере поэмы "Тиран без Тэ". С. 195 – 204.
    Никитаев А. Хлебников и начало супрематизма. С. 205 – 212.
    Супрематические работы К. Малевича в восприятии поэта.
    Гервер Л. Музыкальная культура Хлебникова. С. 213 – 234.
    Енукидзе Н. Несколько замечаний к теме: Хлебников и опера. С. 235 – 240.
    Реминисценции из оперной драматургии в поэзии В. Хлебникова.
    Сулимова В. Библиография произведений В. В. Хлебникова, изданных при его жизни. С. 241 – 263.


Вестник Общества Велимира Хлебникова / Сост. Е. Р. Арензон, Г. Г. Глинин. – Вып. II. – М.: Гилея, 1999. – 152 с.

    Дуганов Р. В. Материалы к последним статьям о Хлебникове. С.7 – 16.
    Гервер Л. Л. Мифология звука: Хлебников и другие. С. 17 – 22.
    Терехина В. Н. Велимир Хлебников в художественном мире Бориса Григорьева. С. 23 – 31.
    Бирюкова А. С. Специфика карнавального миросозерцания в поэме Хлебникова "Поэт". С. 32 – 39.
    Исаев Г. Г. Поэма Хлебникова "Уструг Разина": проблемы интерпретации. С. 40 – 52.
    Глинина О. Г. О некоторых вариациях тематического инварианта "любовь" в произведениях В. Хлебникова (поэмы "И и Э", "Лесная дева", "Любовь приходит страшным смерчем...") и И. Бунина (книга рассказов "Темные аллеи"). С. 53 – 61.
    Хлебников В. Медные доски / Публ. и примеч. А. Никитаева. С. 62 – 67.
    Перцова Н. Н., Рафаева А. В. О последней записной книжке Велимира Хлебникова. С. 68 – 91.
    Владычина Г. Л. О Велимире Хлебникове / Публ. Е. Р. Арензона. С. 92 – 100.
    "Жизнеописание" Владимира Алексеевича Хлебникова / Публ. и вступл. Е. Р.Арензона. С. 101 – 102.
    Спешнев Г. В. "Личное дело, или Пир во время чумы" / Публ. и вступ. статья Е. Р. Арензона. С.103 – 134.
    Библиография опубликованных работ Р. В. Дуганова. С. 135 – 138.
    Радзишевский В. В. Рудик и вокруг. Групповой портрет в интерьере музея. С. 139 – 147.
    Арензон Е. Р. Он любил будетлян: [Некролог Р.В. Дуганову]. С. 148.
    То же: Лит. газ. – 1998. – 25 марта.
    Мамаев А. А. Р. В. Дуганов (1940 – 1998): [Некролог]. С. 149.
    То же: Хлебниковская веранда № 6.
    Лесневский [Некролог Р.В. Дуганову]
    То же: Лит. газ. – 1998. – 17 сент.


Вестник Общества Велимира Хлебникова / Сост. Е. Р. Арензон, Г. Г. Глинин. – Вып. III. – М.: Пятая страна; Гилея, 2002. – 200 с.

    Бирюков Сергей. Стать Хлебниковым. С. 7 – 15.
    Григорьев В. П. В защиту Будетлянина [Оппонирую О. А. Седаковой]. С. 16 – 27.
    Бернштейн Д. К. Вновь о "последнем стихотворении" Велимира Хлебникова. С. 28 – 49.
    Баран Хенрик. О текстах и источниках Хлебникова. С. 50 – 72.
    Евдокимова Л. В. Функции загадки в мифопоэтическом мире стихотворений В. Хлебникова. С. 73 – 90.
    Пашкин Д. А. Эволюция урбанистических мотивов в текстах В. Хлебникова. С. 91 – 121.
    Арензон Е. Р. Еще раз о хлебниковской "зауми". С. 122 – 126.
    Hacker Andrea. Mathematical Poetics in Velimir Khlebnikov's Doski Sud'by. С. 127 – 132.
    Хлебников в памяти неизвестного поляка / Публ. и примеч. Е.Р. Арензона. С. 133 – 137.
    Мамаев А. А. "Они похожи на старые деревья...". С. 138 – 143.
    Мамаев А. А. Музей Будетлянина. С. 144 – 155.
    Биряльцева А. Р. По казанским следам Велимира Хлебникова. С. 156 – 166.
    Старкина С. В. Библиография произведений Велимира Хлебникова, 1923 – 1940. С. 167 – 199.


Григорьев В. П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников / Отв. ред. Григорьева А. Д. – М.: Наука, 1983. – 225 с. – Библиогр.: с. 203 – 211.

Григорьев В. П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта / Отв. ред. Григорьева А. Д.; АН СССР. Ин-т рус. яз. – М.: Наука, 1986. – 255 с. – Библиогр.: с.245 – 253.

Григорьев В. П. Будетлянин: Работы, посвященные творчеству Велимира Хлебникова. – М.: Яз. рус. культуры, 2000. – 816 с.: 1 л. портр. – (Studia poetica). – Библиогр.: с. 747 – 770. Указ.: с. 771 – 811.

    Прикосновение к будущему. С. 14 – 16.
    Веха – чудо XX века. С. 17 – 53.
    Грамматика идиостиля. В. Хлебников. С. 57 – 205.
    Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. С. 206 – 382.
    Велимир Хлебников. Опыт описания идиостиля. С. 383 – 441.
    Воображаемая филология Велимира Хлебникова. С. 445 – 458.
    К диалектике воображаемой филологии. С. 459 – 466.
    Заумец и Главздрасмысел. С. 467 – 474.
    Хлебников и авангард. С. 475 – 480.
    Феномен Хлебникова. С. 481 – 488.
    Из наследия Хлебникова. С. 489 – 494.
    О квазигильбертовских проблемах велимироведения. С. 495 – 502.
    О хлебниковских кандидатах в интертексты. С. 503 – 508.
    "Принцип единой левизны" – "Стоило бы обратить внимание". С. 511 – 529.
    В. Хлебников: "Настоящий голод пространства". С. 530 – 536.
    "Где время цветет, как черемуха...". С. 537 – 541.
    Хлебников и современность. II. С. 542 – 549.
    Маяковский в "зеркале судьбы" Хлебникова. С. 550 – 559.
    В. Хлебников: От театра размеров к театру невозможного. С. 560 – 570.
    "Хлебников шутит...", I. Homo ludens. С. 571 – 577.
    Принцип как заязыковой интертекст? С. 578 – 581.
    Будетлянство и кубофутуризм (от "Гилеи" к Предземшарам). С. 582 – 593.
    Проблема стиля в искусстве русского авангарда и место концепции "будетлянства" В. Хлебникова в культурном поле XX в.
    Поэзия, политика и политиканство (об одной странице в "Русской мысли" № 4201). С. 594 – 602.
    "Заботясь о смягчении нравов...". С. 603 – 611.
    Хлебников и Пушкин. С. 612 – 633.
    "Впереди не провал, а промер..." (Два идиостиля: Хлебников и Мандельштам). С. 637 – 649.
    Промер. С. 650 – 657.
    Два идиостиля: Хлебников и Мандельштам. Подступы к теме, I. С. 658 – 664.
    Два идиостиля: Хлебников и Мандельштам. Подступы к теме, II. С. 665 – 671.
    Два идиостиля: Хлебников и Мандельштам. Подступы к теме, III. С. 672 – 681.
    Поздний Мандельштам: Хитрые углы ("Ода" Сталину или/и Хлебникову?). С. 682 – 700.
    Национальное и интернациональное в идиостиле В. Хлебникова. С. 703 – 704.
    Об изучении поэтического языка. С. 705 – 712.
    Северянин и Хлебников. С. 713 – 715.
    О "синтезе поэзии, философии и науки" в современном авангарде (совм. с О. И. Северской). С. 716 – 718.
    <Оппонирую Р. В. Дуганову>. С. 719 – 724.
    Отзыв на канд. дис. Р. В. Дуганова
    Образ волны в творчестве Хлебникова. С. 725 – 726.
    В. Хлебников и русская культура XX века. С. 727 – 730.
    От самовитого слова к самовитому словосочетанию (А. Белый, В. Хлебников, О. Мандельштам). С. 731 – 736.
    К поэтике и эстетике авангарда. С. 737 – 740.
    <Оппонирую О. Г. Ревзиной>. С. 741 – 746.
    Отзыв на докт. дис. в форме науч. докл. О. Г. Ревзиной.


Дуганов Р. В. Велимир Хлебников: Природа творчества. – М.: Сов. писатель, 1990. – 350 с. – Библиогр.: с. 341 – 349.

Исаев Г. Г. "Мечеть и храм несет низина...": Волго-Каспий и его народы в творчестве Владимира Хлебникова / Астрах. гос. пед. ун-т. – Астрахань, 1999. – 258 с.

Кравец В. Разговор о Хлебникове (с приложением "Изборника" 1914 г). – Киев: РВЦ "Проза", 1998. – 228 с.

Ланцова С. А. Мифологизм Хлебникова: Некоторые аспекты проблемы. – Астрахань, 1993.

Леннквист Б. Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова / Пер. с англ. А. Кокотова. – СПб.: Гуманитарное агенство "Академический проект, 1999. – 237 с. – (Совр. зап. русистика. Т. 25).

Мамаев А. Астрахань Велимира Хлебникова: Путеводитель. – Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ун-та, 1993. – 20 с.: ил.

Мамаев А. А. Астрахань Велимира Хлебникова: Док.-худож. повесть. – Астрахань: Изд-во "Хаджи-Тархан", 1996. – 95 с.: ил.

Мамаев А. А. Астрахань Велимира Хлебникова / Астрах. гос. пед. ун-т, Дом-музей В. Хлебникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ун-та, 1998. – 83 с.: ил. – Библиогр.: с. 77 – 80.

Марков В. Ф. История русского футуризма / Пер. с англ.: В. Кучерявкин, Б. Останин. – СПб.: Алетейа, 2000. – 438 с.
Впервые (на англ. яз.): Markov V. Russian futurism: A History. – Berkley & Los Angeles, 1968.

Материалы IV Хлебниковских чтений, 18 – 20 сент. 1992 г. / Под ред. Г. Г. Глинина, С. А. Ланцовой. – Астрахань: Изд-во Астраханского пед. ин-та, 1992. – 60 с.

    Старкина С. В. В. Хлебников и эмпириокритицизм. С. 3.
    Черняк М. Велимир Хлебников и Всеволод Иванов: Некоторые аспекты творческих взаимосвязей. С. 4 – 6.
    Бирюкова А. С. Ритмическое воплощение метаморфозы у Хлебникова. С. 7 – 8.
    Григорьев В. П. От самовитого слова к самовитому словосочетанию (А. Белый, В. Хлебников, О. Мандельштам). С. 8 – 14.
    Гаспаров М. Л., Скулачева Т. В. Ритм и синтаксис свободного стиха. С. 15 – 17.
    Гервер Л. Хлебниковская мифология музыкальных инструментов. С. 18 – 21.
    Дуганов Р. В. Текстология Хлебникова (применительно к изданию собрания сочинений). С. 21 – 25.
    Енукидзе Н. К прочтению "Победы над солнцем" Крученых. С. 25 – 28.
    Киктев М. С. Хлебников и Вл. Соловьев. С. 28 – 32.
    Никитаев А. Т. Хлебниковские мотивы в "Лапе" Даниила Хармса. С. 32 – 35.
    Федотов О. И. Канонические строфы у В. Хлебникова (терцины). С. 36 – 38.
    Отдельные вопросы анализа поэмы "Змей поезда".
    Орлицкий Ю. Б. Свободный стих В. Хлебникова: Опыт типологии. С. 39 – 40.
    Бурцева Т. А. Прочтение одного стихотворения Хлебникова. С. 41 – 43.
    Интерпретация стихотворения "Когда над полем зеленеет..."
    Бирюков С. "Гамма будетлянина": анаграмматизм и переразложение слова. С. 44 – 45.
    Емельянов В. А. Роль реминисценций в стихотворениях В. Хлебникова "Одинокий лицедей" и И. Бродского "По дороге на Скирос" ("К Ликомеду, на Скирос"). С. 46 – 49.
    Ланцова С. А. О лирическом герое у Хлебникова. С. 49 – 52.
    Подольская Г. Г. В. Хлебников и У. Уитмен. С. 53 – 55.
    Чебыкин В. А. В. Хлебников в русской критике 80-х и начала 90-х годов. С. 56 – 59.
    Чуйков Ю. С. Велимир Хлебников и Рюрик Ивнев. Астрахань. 1918 г. С. 60.


Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911 – 1998) / Сост.: В.В. Иванов, З.С. Паперный, А.Е. Парнис. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 880 с.: ил. – (Язык. Семиотика. Культура).

    Гумилев Н. С. Из "Писем о русской поэзии" [1911; 1914]. С. 17 – 19.
    Якобсон Р. О. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлебникову [1919]. С. 20 – 77.
    Якобсон Р. О. Из статьи "Подсознательные вербальные структуры в поэзии" [1970]. С. 78 – 82.
    Впервые: Jakobson R. Selected Writings, III. Mouton Publishers, The Hague – Paris – New York, 1981. – P. 136 – 140.
    Якобсон Р. О. Из воспоминаний [1977]. С. 83 – 89.
    О поэтическом языке произведений Хлебникова: Обсуждение доклада Р. О. Якобсона в Московском лингвистическом кружке / Вступ. ст., публ. М. И. Шапира. С. 90 – 96.
    Вокруг "Новейшей русской поэзии": По материалам переписки Р. О. Якобсона и Н. С. Трубецкого / Вступ. ст., публ. М. И. Шапира. С. 97 – 102.
    Асеев Н. Н. В. В. Хлебников [1920]. С. 103 – 109.
    Асеев Н. Н. Велемир Хлебников [1936]. С. 110 – 120.
    Асеев Н., Крученых А. Велемир Хлебников. К десятилетию со дня смерти (1922 – 28 июня – 1932). С. 121 – 127.
    Крученых А. О Велимире Хлебникове [1932 – 1934; 1964]. С. 128 – 146.
    Городецкий С. М. Велемир Хлебников (28 октября 1885 – 28 июня 1922): [Некролог]. С. 147 – 150.
    Маяковский В. В. В. В. Хлебников: [Некролог] С. 151 – 158.
    Пунин Н. Н. <Хлебников и государство времени> [1922]. С. 159 – 174.
    Парнис А. Е. Хлебников и Малевич: В поисках значимых элементов. С. 175 – 181.
    Малевич К. С. В. Хлебников. С. 182 – 185.
    Мандельштам О. <О Хлебникове> [1922; 1923]. С. 186 – 194.
    Шапир М. И. Язык вне времени и пространства: Г. О. Винокур о лингвистической утопии Хлебникова. С. 195 – 199.
    Винокур Г. О. Хлебников [1924]. С. 200 – 205.
    Винокур Г. О. Хлебников: <Вне времени и пространства> [1945]. С. 206 – 210.
    Тынянов Ю. Н. Из статьи "Промежуток" [1924]. С. 211 – 213.
    Тынянов Ю. Н. О Хлебникове [1928]. С. 214 – 223.
    Святополк-Мирский Д. П. Хлебников († 1922) [1928]. С. 224 – 226.
    Парнис А. Е. Т. С. Гриц – исследователь русского кубофутуризма. С. 227 – 230.
    Гриц Т. С. Проза Велемира Хлебникова [1933]. С. 231 – 254.
    Брик О. М. О Хлебникове [1944]. С. 255 – 260.
    Иванов Вяч. Вс. Заумь и театр абсурда у Хлебникова и обэриутов в свете современной лингвистической теории. С. 263 – 278.
    Гаспаров М. Л. Считалка богов. О пьесе В. Хлебникова "Боги". С. 279 – 293.
    Силард Л. Карты между игрой и гаданьем: "Зангези" Хлебникова и Большие Арканы Таро. С. 294 – 302.
    О каббалистических и нумерологических подтекстах в структуре сверхповести.
    Панов М. В. Сочетание несочетаемого [1987]. С. 303 – 332.
    О поэтике В. Хлебникова, в т. ч. о сходствах и различиях с поэтической практикой В. Маяковского.
    Гарбуз А. В., Зарецкий В. А. К этнолингвистической концепции мифотворчества Хлебникова. С. 333 – 347.
    Шапир М. И. О "звукосимволизме" у раннего Хлебникова ("Бобэоби пелись губы...": фоническая структура). С. 348 – 354.
    Левинтон Г. А. Об одном ударении у Хлебникова. С. 355 – 358.
    Перцова Н. Н. О "звездном языке" Велимира Хлебникова. С. 359 – 371.
    Предыстория создания "звездного языка". С. 360 – 365.
    Подступы к созданию "звездного языка". С. 365 – 366.
    Общий вмид "звездного языка". С. 366 – 370.
    "Звездный язык" и теория времени. С. 370 – 371.
    Прил. № 1: Значковый язык (РНБ, ф. 1087, ед. хр. 24). С. 372 – 382.
    Прил. № 2. РО ИРЛИ, ф. 656, ед. хр. 318. С. 383 – 384.

    Данилевский А. А. Велимир Хлебников в "Крестовых сестрах" А. М. Ремизова. С. 385 – 390.
    Баевский В. С. Хлебников и Пастернак: Прелиминарии к теме. С. 391 – 404.
    Эткинд Е. Г. Заболоцкий и Хлебников. С. 405 – 427.
    Гинзбург Л. Я. Николай Олейников и хлебниковская традиция. С. 428 – 447.
    Воздействие творчества В. Хлебникова на поэтику Н. Олейникова.
    Никольская Т. Л. Заместитель Председателя земного шара. С. 448 – 455.
    О творчестве А. Туфанова.
    Самойлов Д. Хлебников и "поколение сорокового года": Из литературных воспоминаний [1987]. С. 456 – 460.
    Скуратовский В. Л. Хлебников – культуролог. С. 461 – 489.
    О поэтике В. Хлебникова.
    Дравич А. Хлебников – mundi constructor [1969]. С. 490 – 502.
    Актуальные проблемы изучения творческого наследия В. Хлебникова.
    Ларцев В. Г. Мифотворчество или фантастика-предвидение. С. 503 – 521.
    В. Хлебников как футуролог.
    Арензон Е. Р. "Задача измерения судеб...": К пониманию историософии Хлебникова. С. 522 – 549.
    Баран Х. Поэтическая логика и поэтический алогизм Велимира Хлебникова [1983]. С. 550 – 567.
    Актуальные проблемы и перспективы исследования поэтики В. Хлебникова.
    Седакова О. Контуры Хлебникова: Некоторые замечания к статье Х. Барана. С. 568 – 584.
    Отклик на ст. Х. Барана "Поэтическая логика..." (см. выше), в т. ч. о мифотворчестве В. Хлебникова.
    Тартаковский П. И. "Колумб новых поэтических материков". С. 585 – 600.
    Ориентальная поэзия В. Хлебникова.
    Сигов С. В. Пьесы Велимира Хлебникова: Некоторые наблюдения. С. 601 – 605.
    Гримберг Ф. И. "Аспарух": болгарский контекст и подтекст. С. 606 – 618.
    Сарабьянов Д. В. Неопримитивизм в русской живописи и поэзия 1910-х годов [1979 – 1990]. С. 619 – 636.
    Сходство творческих методов "неопримитивистов" (М. Ларионов, Н. Гончарова, П. Филонов) и В. Хлебникова.
    Парнис А. Е. О метаморфозах мавы, оленя и воина: К проблеме диалога Хлебникова и Филонова. С. 637 – 695.
    Содерж.:
    Прелиминарии к теме. С. 637 – 643.
    Идеограммы и анаграмматические структуры в стихотворении "Ночь в Галиции". С. 643 – 659.
    В поисках утраченного портрета. С. 659 – 665.
    "Филоновский" и мифологический подтексты стихотворения "Где волк воскликнул кровью...". С. 665 – 679.
    Стихотворный автопортрет поэта в пяти измерениях. С. 679 – 695.

    Молок Ю. А. Последний портретист поэта. С. 696 – 706.
    О П. Митуриче.
    Кон Ю. Г. Стравинский и Хлебников: Некоторые принципы подхода к проблеме ритма. С. 707 – 718.
    Паперный З. С. Бой за время. С. 719 – 722.
    Владимирский Б. М. "Числа" в творчестве Хлебникова: Проблема автоколебательных циклов в социальных системах. С. 723 – 732.
    Теоретические воззрения поэта на природу времени как прототип современных альтернативных теорий автоколебательных систем.
    Кузьменко В. П. "Основной закон времени" Хлебникова в свете современных теорий коэволюции природы и общества. С. 733 – 756.


Перцова Н. Н. Словотворчество Велимира Хлебникова / Предисл. Р. Вроона. – М.: Изд. МГУ, 2003. – 175 с.: ил. – Библ. с. 166 – 173.

Петровский Д. Воспоминания о Велимире Хлебникове / Предисл. В. Шкловского. – М.: Огонек, 1926. – 48 с. – (Б-ка "Огонек", № 162). – Загл. обл.: Повесть о Хлебникове.

Платов Ф. Ф. Портрет Велимира Хлебникова / Предисл., подг. текста и примеч. Е. В. Третьякова. – М., [2003].

Поэтический мир Велимира Хлебникова: Научно-методологические проблемы изучения: Межвуз. сб. науч. тр. / Ред. Н. С. Травушкин, Г. Г. Глинин и др. – Волгоград, 1990. – 137 с.

    Григорьев В. П. Вопросы велимироведения. С. 3 – 11.
    Гарбуз А. В. Хлебников и народные традиции в творчестве будетлян. С. 11 – 18.
    Емельянов В. А. Человек и природа в поэзии Хлебникова. С. 18 – 24.
    Струнин В. И. Поэма "Ночной обыск" – миф и действительность. С. 24 – 32.
    Ланцова С. А. Фольклорные истоки ранних поэм Хлебникова. С. 32 – 38.
    Киселев А. Л. Хлебников и традиции русской поэзии. С. 38 – 46.
    Манко И. Г. Поэтика словообразования у Хлебникова. С. 46 – 53.
    Глинин Г. Г. Творчество Хлебникова и преподавание литературы в высшей школе. С. 53 – 58.
    Аламдарова Э. Н. Велимир Хлебников и Лариса Рейснер. С. 59 – 66.
    Бурдина С. В. Маяковский и Хлебников – эпика первых лет революции. С. 66 – 75.
    Корниенко Н. В. Философский диалог Хлебникова и Платонова. С. 75 – 83.
    Бирюков С. Е., Двинянов Б. Н. Уроки Хлебникова: палиндромические поэмы Николая Ладыгина. С. 83 – 88.
    Травушкин Н. С. Хлебников и Астраханский край. С. 89 – 98.
    Шнайдштейн Е. В. Исторический комментарий к поэме "Хаджи-Тархан". С. 98 – 104.
    Копылова Э. В. Общенародное и местное в языке поэта. С. 104 – 112.
    Бирюков С. Читаю поэта поэзией. Белый ворон. С. 113 – 117.
    Велимир Хлебников. Неизданное: Бесплатные советы; Индо-русский союз; Азосоюз; На съезде.
    Дудин М. Современник завтрашнего дня. С. 126 – 131.
    Либединская Л. Б. Время его – настало. С. 131.
    Квливидзе М. Г. Поэт на все века. С. 131 – 132.
    Садыг Ф. Его интерес к Востоку. С. 132.
    Курдов В. Волновало молодое революционное искусство. С. 132 – 133.


Поэтический мир Велимира Хлебникова: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Глинин Г. Г. и др.; Астрах. гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова. – Астрахань, 1992. – Вып. 2. – 172 с.

    Тартаковский П. И. "Единая книга" В. Хлебникова в структуре поэмы "Азы из Узы". С. 3 – 12.
    Никитаев А. Т. Мнимые числа в творчестве Велимира Хлебникова. С. 12 – 21.
    Опыт типологии текстов, связанных с образом √-1
    Митурич М. П. В. Хлебников и П. Митурич. С. 22 – 31.
    Емельянов В. А. Проблема образа автора в рассказе В. Хлебникова "Николай". С. 31 – 37.
    Ланцова С. А. "Некарнавальный" карнавал В. Хлебникова: "Горе и Смех". С. 37 – 45.
    Специфика "карнавальной" поэтики у В. Хлебникова.
    Кожевникова Н. А. О тропах В. Хлебникова. С. 46 – 56.
    Романенко А. П. Теория языка Велимира Хлебникова в аспекте истории лингвистики. С. 57 – 67.
    О теории именования (в философии Платона) как прототипе лингвистической теории Хлебникова.
    Гарбуз А. В., Зарецкий В. А. О мотивации некоторых текстов Хлебникова. С. 68 – 78.
    Символика генетически связанных с фольклорной традицией персонажей в текстах поэта.
    Викторин В. М. Мотивы шаманства в поэзии Хлебникова. С. 78 – 84.
    Гервер Л. Несколько замечаний по поводу спектакля "Настоящее" (группа "Чет и нечет", 7 марта 1990). С. 85 – 91.
    Стахова Е. Еще раз к проблеме соотношения слова и музыки: "Театр размеров" В. Хлебникова как музыкальный театр. С. 91 – 98.
    Колесова И. В. Рождественская сказка "Снежимочка" Велимира Хлебникова и весенняя сказка "Снегурочка" Александра Островского (к вопросу о сценичности). С. 99 – 110.
    Лощилов И. Е. О принципах работы Н. Заболоцкого с хлебниковской поэтической традицией. С. 111 – 119.
    Адаменко В. А. Новый мифологизм в русском искусстве начала века: Хлебников и Стравинский. С. 119 – 127.
    Сходство характера творческих открытий поэта и композитора.
    Подольская Г. Г. Б. Пастернак и В. Хлебников. С. 127 – 136.
    Аламдарова Э. Н. В. Хлебников и Н. Асеев. С. 136 – 145.
    Спесивцева Л. В. Образ Разина в поэме В. Хлебникова "Уструг Разина" и в стихотворении М. Цветаевой "Стенька Разин". С. 146 – 151.
    Глинин Г. Г. "Борис Годунов" А. С. Пушкина и поэма В. Хлебникова "Марина Мнишек" С. 152 – 159.
    Поляков Н. Н. Нижневолжские мотивы в прозе Велимира Хлебникова. С. 160 – 168.


Романенков И. Д. Творчество Велимира Хлебникова. – М.: МАКС Пресс, 2003. – 389 с. – тир. 100 экз.
Из оглавления: О "Моих походах" и "Мои глаза бредут..."; Об "Ангелах"; О "Каменной бабе"; О "Синих оковах".

Россомахин А. Кузнечики Велимира Хлебникова, собранные Андреем Россомахиным, с приложением иллюстрированной библиографии прижизненных отдельных изданий Хлебникова. – СПб.: Красный матрос, 2004. – 88 с.

[Старкина С. В.] "Таким я уйду в века...": Образ Велимира Хлебникова в живописи и графике. – Л., 1990.
Сокр.: Старкина С. В. Образ Велимира Хлебникова в живописи и графике // Рус. мысль. – 1991. – 8 февр. (№ 3865). – С. 13. – Подп.: С. М.

Старкина С. В. Велимир Хлебников: Король Времени: Биография. – СПб.: Вита Нова, 2005. – 480 с.: 296 ил. + цв. вклейки XLVIII с.
Pец.: СПб.Собака.ru: Петербургский городской журнал. – 2005. – № 11. – С. 46.

Степанов Н. Л. Велимир Хлебников: Жизнь и творчество. – М.: Сов. писатель, 1975. – 280 с.: портр.

Тартаковский П. И. Социально-эстетический опыт народов Востока и поэзия В. Хлебникова. 1900 – 1910 годы. – Ташкент: Фан, 1987. – 251 с.

Тартаковский П. И. Поэзия Хлебникова и Восток. 1917 – 1922 годы. – Ташкент: Фан, 1992. – 306 с.

Творчество Велимира Хлебникова в контексте мировой культуры ХХ века: VIII Международные Хлебниковские чтения. 18 – 20 сентября 2003 г.: Научные доклады и сообщения: В 2 ч. / Сост. Н. В. Максимова. – Астрахань: Изд-во АГУ, 2003.

Часть 1. – 227 с.

    Акулова А. С. Значение мотивировки в произведениях В. Хлебникова ("Усадьба ночью, чингисхань!"). – С. 3 – 5.
    Акулова В. В. Вселенная Хлебникова: созвездия образов и сюжетов. – С. 5 – 12.
    Арензон Е. Р. "Будетлянин": происхождение и смысловой объем хлебниковского неологизма. – С. 12 – 17.
    Баран Х. Новое об идеологии Хлебникова. С. 18 – 23.
    Васильев И. Е. Мотив огня в творчестве Велимира Хлебникова. С. 23 – 26.
    Воронин В. С. Логические системы в драмах Хлебникова "Мирсконца" и "Ошибка смерти". С. 26 – 30.
    Гарбуз А. В. "Раздвоение единого" в художественном сознании Хлебникова. С. 30 – 36.
    Гвоздей В. Н. К интерпретации стихотворения Велимира Хлебникова "Одинокий лицедей". С. 36 – 39.
    Григорьев В. П. Велимир Хлебников у входа в контекстную элиту русской поэзии ХХ века. С. 40 – 44.
    Григорьев В. П. В поисках сущности поэмы "Синие оковы" (материалы к комментарию). С. 44 – 65.
    Григорьев В. П. Ответ В. В. Полонскому. С. 65 – 71.
    Евдокимова Л. В. Магия слова, растения и числа в стихотворении В. Хленикова "В лесу. Словарь цветов". С. 71 – 88.
    Исаева Л. Х. Трансформация образа пророка в стихотворениях В. Хлебникова об Иране. С. 89 – 97.
    Лупеев Д. Е. "Сверхповесть" В. Хлебникова "Зангези" в контексте русской народной смеховой культуры. С. 97 – 102.
    Максимова Н. В. Эпическое и лирическое в поэме В. Хлебникова "Председатель чеки". С. 102 – 106.
    Мельникова Н. Имя собственное в драмах Велимира Хлебникова: мифопоэтический аспект. С. 106 – 108.
    Павловский А. Стихотворение Велимира Хлебникова "Мечтатель, изгнанник рыдал..." как пародийный текст. С. 108 – 112.
    Перцова Н. Н. Текстовые аномалии как способ отображения смуты в поэме Хлебникова "Марина Мнишек". С. 112 – 116.
    Руденко С. Г. Композиционные особенности авторской позиции в стихотворениях В. Хлебникова. С. 117 – 121.
    Семьян Т. Ф. Графический облик прозы В. Хлебникова. С. 121 – 125.
    Спесивцева Л. В. О некоторых особенностях идиостиля В. Хлебникова. С. 126 – 129.
    Черникова Г. Ф. Ранние верлибры В. Хлебникова. С. 129 – 133.
    Боровская А. А. К вопросу о творческих связях В. Хлебникова и И. Анненского (стихотворение И. Анненского "Колокольчики"). С. 134 – 136.
    Вилявина И. Ю. Элементы экспрессионистской поэтики в творчестве русских писателей-футуристов. С. 137 – 139.
    Волкова П. С. Число и мера Велимира: к вопросу о философии творчества Хлебникова. С. 140 – 146.
    Глинин Г. Г. Футуризм в эстетическом сознании А. Блока. С. 146 – 150.
    Донскова Ю. В. О "зауми" в лирике О.Э. Мандельштама на примере стихотворения "Нашедший подкову" (Опыт интерпретации). С. 150 – 154.
    Жданова Е. С., Прокофьева Л. П. Суггестия "сгущенного" смысла (фоносемантическая интерпретация "Заклятия смехом" В. Хлебникова). С. 154 – 159.
    Завьялова Е. Е. Импрессионистские приемы в поэзии В. Хлебникова. С. 159 – 164.
    Звягина М. Ю. В. Хлебников и И. Бабель. Попытка сопоставления. С. 164 – 167.
    Исаев Г. Г. В. Хлебников и Л. Рейснер. С. 168 – 175.
    Компанеец В. В. Рок-поэзия Б. Гребенщикова в свете эстетики В. Хлебникова. С. 175 – 177.
    Кондратьева И. Ю. Б. Пастернак и В. Хлебников: черты неосинкретической поэтики. С. 178 – 180.
    Кузьменко В. П. Синхронное открытие физической сущности мнимости Велимиром Хлебниковым, Андреем Белым и Павлом Флоренским. С. 180 – 188.
    Николаева С. Ю. Гоголевские реминисценции в пасхальных текстах В. Хлебникова. С. 188 – 191.
    Парнис А. Е. Неизвестная пьеса Хлебникова "Елена Гордячкина": к истории литературного дебюта. С. 191 – 197.
    Пашкин Д. А. Концепция "победы над смертью" В. Хлебникова. С. 197 – 205.
    Перевалова С. В. "Он вновь услышал чистоту свирели..." (творчество В. Хлебникова и современный русский роман). С. 206 – 209.
    Пчелинцева К. Ф. О некоторых особенностях авангардного текста. С. 210 – 213.
    Салдусова А. Г. Велимир Хлебников: философия слова. С. 214 – 217.
    Сатретдинова А. Х. Образ города в поэзии В. Брюсова и В. Хлебникова. С. 217 – 221.
    Степаненко К. А. В. Хлебников и филологический эксперимент. С. 222 – 224.


Часть 2. – 124 с.: ил.

    Байдин В. В. Феноменология языка у Велимира Хлебникова. С. 3.
    Баташева Л. А. Особенности функционирования языковых средств, используемых при описании составляющих семантического поля "музыка" (на материале русской поэзии). С. 3 – 5.
    Баранец С. Н. Философические аспекты наследия В. Хлебникова: словотворчество как умиротворение. С. 6 – 9.
    Бесчастнова Л. Н. В. Хлебников и устойчивое развитие. С. 9 – 15.
    Биряльцева Ю. Казанские мотивы в произведениях Велимира Хлебникова. С. 15 – 22.
    Бисенова Г. Г. Поэтический язык Велимира Хлебникова. С. 22 – 24.
    Глаголева Н. Г. Хлебниковские чтения в Сарепте. С. 25 – 26.
    Егорова О. Г. Циклизация в прозе русского авангардизма. С. 27 – 30.
    Емельянов В. А. Документальность как прием, или как В. Розанов хотел преодолеть литературу. С. 30 – 35.
    Золотых Л. Г. Проблемы исследования языковой личности В. Хлебникова в коммуникативно-когнитивном аспекте. С. 35 – 37.
    Ильин А. Г. Из опыта работы по пропаганде творчества В. Хлебникова. С. 37 – 40.
    Мамаев А. Семейный фотоальбом Хлебниковых (Дом-музей Велимира Хлебникова в Астрахани). С. 40 – 49.
    Мягкая В. С. "...Нужно сеять очи". С. 50 – 52.
    Чумадеева Е. И. Астраханские мотивы в творчестве Велимира Хлебникова (на материале поэмы "Хаджи-Тархан"). С. 53 – 55.
    Эльперина Е. В. Контакт или Мир В. Хлебникова как мистический опыт. С. 55 – 57.
    Ботиев С. К. Иллюстрации к рассказу В. Хлебникова "Есир". С. 59 – 121.


Творчество В. Хлебникова и русская литература: Материалы IX Международных Хлебниковских чтений. 8 – 9 сентября 2005 г. / Под ред. проф. Г. Г. Глинина; Сост.: Г. Г. Глинин, Л. В. Евдокимова, А. А. Боровская, О. Е. Романовская. – Астрахань: Изд. дом "Астраханский университет", 2005. – 299 с.: илл.

    Глинин Г. Г. Двадцатилетие Хлебниковских чтений в Астрахани: Итоги и перспективы. С. 3 – 6.
    Художественный мир В. Хлебникова.
    Акулова А. С. Инвариантное значение мотива в поэме В. Хлебникова "Синие оковы". С. 7 – 12.
    Арефьева Н. Г. Мифопоэтические образы и мотивы в поэме В. Хлебникова "Шаман и Венера". С. 12 – 15.
    Баран Х. О "контрапункте" Хлебникова. С. 15 – 21.
    Васильев И. Е. Многообразие единого: варианты персональной идентичности в творчестве Велимира Хлебникова. С. 21 – 25.
    Васильева Н. В. Хронотоп в творчестве Велимира Хлебникова. С. 26 – 31.
    Воронин В. С. Фантазия и абсурд в поэме В. Хлебникова ("Война в мышеловке"). С. 31 – 36.
    Голованева М. А. Функциональные особенности безглагольных предложений в стихотворении В. Хлебникова "Праотец". С. 36 – 37.
    Григорьев В. П. "Горные чары" В. Хлебникова. С. 38 – 48.
    Душина Н. П. Нейтрализация каузативного и статального глаголов как проблема текстологии в творчестве Велимира Хлебникова. С. 48 – 50.
    Евдокимова Л. В. "Небесная иерархия" в поэме В. Хлебникова "Ангелы". С. 51 – 66.
    Завьялова Е. Е. "Змей поезда" В. Хлебникова: интерпретация традиционных мотивов и образов. С. 66 – 72.
    Звягина М. Ю. Феномен лирической прозы В. Хлебникова. С. 72 – 75.
    Золотых Л. Г. Некоторые направления исследования языка Велимира Хлебникова в аспекте когнитивной лингвистики. С. 75 – 80.
    Исаева Л. Х. Герой стихотворения В. Хлебникова "Иранская песня". С. 80 – 85.
    Кшицова Д. Мифопоэтика поэмы "Зангези". С. 85 – 89.
    Максимова Н. В. Пореволюционная лирика В. Хлебникова как реализация метатекста русской поэзии 1917 – 1921 гг. С. 89 – 92.
    Николаева С. Ю. Апокалипсические мотивы в "пасхальных" текстах В. Хлебникова. С. 92 – 95.
    Павловский А. С. О сером цвете в творчестве В. Хлебникова. С. 95 – 100.
    Перцов Н. В., Перцова Н. Н. О "синтаксической неологии" В. Хлебникова. С. 100 – 101.
    Перцова Н. Н. О стихотворении В. Хлебникова "И чтоб утроить веще Ы". С. 102 – 103.
    Петриченко О. А. Образ водной стихии в творчестве В. Хлебникова: миф, поэтика, формализация. С. 103 – 106.
    Романовская О. Е. Особенности повествования в ранней прозе В. Хлебникова 1910–х годов. С. 106 – 108.
    Руденко С. Г. К вопросу о жанровых особенностях поэм В. Хлебникова. С. 109 – 110.
    Салдусова А. Г. О реальности мира В. Хлебникова. С. 111 – 114.
    Спесивцева Л. В. Поэма В. Хлебникова "Синие оковы": опыт интерпретации. С. 114 – 121.
    Старкина С. В. Велимир Хлебников: от "Ночи перед Советами" к "Ночному обыску". С. 121 – 126.
    Хромова М. А. Метафоры и сравнения, характеризующие человека, в языке поэзии В. Хлебникова. С. 127 – 129.
    Чудасов И. Несколько наблюдений над "Перевертнем" В. Хлебникова. С. 130 – 133.
    Творчество В. Хлебникова и русская литература.
    Антонова М. В. О некоторых образах "Слова о полку Игореве" в поэзии В. Хлебникова. С. 134 – 139.
    Боровская А. А. Жанровый синтетизм в лирике В. Хлебникова и И. Анненского. С. 140 – 142.
    Васильев С. А. Традиции литургической поэзии и древнерусской литературы в стиле поэмы В. Хлебникова "Ладомир". С. 142 – 148.
    Донскова Ю. В. Сюжет Тайной вечери у В. Хлебникова и О. Мандельштама. С. 148 – 151.
    Емельянов В. А. Записки очевидца (к вопросу о документальности прозы В. Розанова). С. 151 – 157.
    Журбин А. А. Коротко о Губанове в связи с Хлебниковскими чтениями. С. 158 – 159.
    Еранова Ю. И. Философия бытия в художественном мировоззрении Н. Минского и В. Хлебникова. С. 159 – 162.
    Исаев Г. Г. В. Хлебников в творческом сознании Э. Лимонова. С. 162 – 170.
    Мирзаев А. Памяти Велимира: динамика стихотворных посвящений В. Хлебникову (1910 – 2000-е гг.). С. 170 – 174.
    Россомахин А. А. Отголоски "Кузнечика" Велимира Хлебникова в современной поэтической практике (Г. Айги, Г. Сапгир, В. Павлова, Н. Кононов). С. 175 – 180.
    Фадеева И. В. Эстетика авангарда в творчестве русских футуристов. С. 180 – 182.
    Творчество В. Хлебникова и мировая художественная культура.
    Акулова В. К. Мир Хлебникова как гипертекст. Хлебников и Интернет. Проект сайта Велимира Хлебникова. С. 183 – 187.
    Арензон Е. Р. О значимости датировок для понимания литературной биографии В. Хлебникова. С. 187 – 193.
    Байдин В. В. Языковая утопия Велимира Хлебникова. С. 193 – 198.
    Бозина О. А. К проблеме синестезии в искусстве: Хлебников – Римский-Корсаков. С. 198 – 204.
    Буонкристиано П. Вера Владимировна Хлебникова в Италии. Новые материалы. С. 204 – 207.
    Гарбуз А. В. Молния, бабочка и волна в сети мифопоэтической логики. С. 207 – 216.
    Егорова О. Г. Русский и итальянский футуризм: влияние, специфика. С. 216 – 218.
    Ишмеева В. А. О стилистических параллелях В. Хлебникова и итальянского музыканта-футуриста Ф. Б. Прателла. С. 219 – 223.
    Казанцева Л. П. Велимир Хлебников и семантика слова в современной музыке. С. 223 – 229.
    Карабущенко Н. Б. В. Хлебников об Астраханском культурно-научном сообществе. С. 229 – 231.
    Карабущенко П. Л. Геополитические и элитологические представления Велимира Хлебникова. С. 231 – 233.
    Мамаев А. А. Фамильная библиотека Хлебниковых (Дом-музей Велимира Хлебникова в Астрахани). С. 234 – 247.
    Марисова Н. Д. Опыт культурологического анализа публицистических заметок Велимира Хлебникова об искусстве. С. 247 – 251.
    Овсянкина Г. П. Звукомир Велимира Хлебникова (по вокальному циклу "Ladomir Велимира" Геннадия Белова). С. 251 – 255.
    Парнис А. Е. Об одном античном мифе в поэтике футуристов, или как Хлебников реагировал на обращенные к нему стихотворения (I). С. 255 – 262.
    Подвойский Л. Я. Элементы философии Платона в мировоззрении В. Хлебникова. С. 262 – 269.
    Свечникова И. Н. Словотворчество В. Хлебникова в восприятии школьников 11 класса. С. 269 – 275.
    Терещенко В. П. Аллегорические образы в поэзии В. Хлебникова. С. 275 – 281.
    Ханинова Р. М. Калмыцкий компонент в "Есире" В. Хлебникова: мифопоэтика и культура. С. 281 – 286.
    Шевченко О. В. Между символизмом и футуризмом: стилевые искания Н. Рославца в 10-е гг. ХХ в. С. 287 – 288.
    Шукуров Д. Л. Мифотворчество В. Хлебникова в свете идеи Третьего Славянского Возрождения. С. 288 – 293.
    Эльперина Е. В. Шаман и Венера (духовное пространство В. Хлебникова). С. 293 – 296.


Тезисы докладов III Хлебниковских чтений / Ред. Г. Г. Глинин, В. А. Емельянов, В. Н. Гвоздей. – Астрахань, 1989. – 44 с.

    Григорьев В. П. Образ волны в творчестве Хлебникова. С. 3 – 4.
    Дуганов Р. В. Ноосфера и мыслезем. С. 4 – 5.
    Башмакова Н. В. Поэма Хлебникова "И и Э". С. 5 – 6.
    Кожевникова Н. А. О взаимодействии тропов в поэзии Велимира Хлебникова. С. 6 – 7.
    Романенко А. П. Теория языка В. Хлебникова в аспекте истории лингвистики. С. 7 – 9.
    Арензон Е. Р. В. Хлебников и К. Леонтьев (к проблеме мифо-поэтической историософии будетлянства). С. 9 – 11.
    Гервер Л. Л. Музыкальные имена в текстах Хлебникова. С. 11 – 12.
    Киктев М. С. О композиции поэмы Хлебникова "Труба Гуль-муллы". С. 13 – 14.
    Гарбуз А. В., Зарецкий В. А. О мотивации некоторых текстов Хлебникова. С. 14 – 16.
    Поляков Н. Н. Нижневолжские мотивы в прозе Велимира Хлебникова. С. 16 – 17.
    Струнин В. И. Космос в поэтических воззрениях А. Блока и В. Хлебникова. С. 18 – 19.
    Викторин В. М. Шаман – поэт – дервиш (к исторической типологии образа). С. 19 – 21.
    Бирюков С. Е. О "двояковыпуклой речи" Велимира Хлебникова. С. 21 – 23.
    Шнайдштейн Е. В. Исторический комментарий к поэме В. Хлебникова "Каменная баба". С. 23 – 24.
    Трушечкина Г. В. Падежные аномалии в поэзии Велимира Хлебникова. С. 24 – 25.
    Ланцова С. А. Карнавальное начало в поэме В. Хлебникова "Шаман и Венера". С. 26 – 27.
    Виницкий И. Ю. Стихотворение Велимира Хлебникова "Приятно видеть...": (Опыт комплексного анализа). С. 27 – 29.
    Чуйков Ю. С. Хлебниковы в Казани. С. 29 – 31.
    Чебыкин В. А. Образ революционного народа в поэмах "Ладомир" В. Хлебникова и "150 000 000" В. Маяковского. С. 31 – 32.
    Лощилов И. Е. О принципах работы Заболоцкого с хлебниковской поэтической традицией. С. 32 – 34.
    Глинин Г. Г. Калмыкия в прозе В. Хлебникова. С. 34 – 35.
    Аламдарова Э. Н. Поэма "Облако в штанах" В. Маяковского в оценке В. Хлебникова, Л. Рейснер, Н. Асеева. С. 36 – 37.
    Емельянов В. А. Особенности художественного воплощения темы революции в поздней лирике Хлебникова. С. 37 – 38.
    Спесивцева Л. В. Образ Разина в поэме В. Хлебникова "Уструг Разина" и в стихотворении М. Цветаевой "Стенька Разин". С. 39 – 40.
    Подольская Г. Г. В. Хлебников и Б. Пастернак. С. 40 – 41.
    Бирюкова А. С. Мера возможного в сюжете Хлебникова "Восстание вещей" (поэма "Журавль"). С. 42.
    Молдавский А. Ф. Ритмическое своеобразие стихотворения В. Хлебникова "Гонимый – кем, почем я знаю?..". С. 43 – 44.


Тезисы докладов V Хлебниковских чтений / Астрах. гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова; Редкол.: Глинин Г. Г. и др. – Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ин-та, 1995. – 37 с.

    Арензон Е. Р. Осколок и целое (к пониманию Хлебникова). С. 3.
    Артонкина Н. И. Причины и специфика возникновения темы Востока в поэзии В. Хлебникова. С. 4.
    Баташева Л. А. Лексико-семантические особенности сравнений в поэзии Велимира Хлебникова. С. 5.
    Бирюкова А. С. Роль сравнения в творческой практике В. Хлебникова. С. 6.
    Бирюков С. Е. Фонема и уровень звука в поэтических системах XX века. С. 7.
    Васильев И. Е. В. Хлебников и А. Крученых (К проблеме заумной поэзии). С. 8.
    Волкова П. С. "...Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум..." (К вопросу о музыкальности стихов В. Хлебникова). С. 9.
    Глинин Г. Г. Авторская позиция в поэмах Александра Блока "Двенадцать" и Велимира Хлебникова "Ночной обыск". С. 10.
    Дуганов Р. В. Замысел "Детей Выдры". С. 11.
    Емельянов В. А. "Закон поколений" В. Хлебникова и проблема автобиографического героя в русской прозе XX века. С. 12.
    Звягина М. Ю. О некоторых особенностях драматургии В. Хлебникова. С. 13.
    Зубкова Н. А. Н. В. Новицкая и переданный ею в отдел рукописей РНБ (ГПБ) архив В. Хлебникова. С. 14.
    Иванов В. Стихотворение Велимира Хлебникова "Небо душно и пахнет сизью и выменем...". С. 15.
    Ивашнева Л. Л. Хлебников и художественное слово Древней Руси. С. 16.
    Изотов В. П. Хлебников и проблема исчислимости способов словообразования. С. 17.
    Исаев Г. Г. Поэтика "Тирана без ТЭ" В. Хлебникова. С. 18.
    Исаева Л. Х. Писательское сознание В. Хлебникова в его отношении к инонациональной действительности. С. 19.
    Киктев М. С. "Перун" и "Выстрел из П": Движение к "Слову о Эль" (О структуре и эволюции хлебниковских симфоний). С. 20.
    Кобринский А. Хармс и Хлебников: к проблеме генезиса ОБЭРИУ. С. 21.
    Красицкий С. Р. Поэма "Председатель чеки" в контексте творчества Хлебникова 1921-1922 годов. С. 22.
    Лощилов И. Е. К интерпретации стихотворения В. Хлебникова "Из мешка". С. 23.
    Максимова Н. В. Авторская позиция в поэме В. Хлебникова "Председатель чеки". С. 24.
    Мамаев А. А. Литературное творчество Веры Хлебниковой. С. 25.
    Мельник В. И., Мельник Т. В. "Христова жертва" в поэзии В. Хлебникова (О стихотворении "Вши тупо молилися мне..."). С. 26.
    Орлицкий Ю. Б. Поэтика В. Хлебникова в зеркале творчества А. Кремлева. С. 27.
    Орловцева Н. А. Функционирование лексических пластов в творчестве В. Хлебникова. С. 28.
    Перцов Н. В. О времени в поэме Хлебникова "Поэт". С. 29.
    Перцова Н. Н., Рафаева А. В. Мифические персонажи и их названия в творчестве В.Хлебникова. С. 30.
    Подольская Г. Г. В. Хлебников и Л. Зиновьева-Аннибал. С. 31 – 32.
    Редькин В. А. Эпический мир ранних поэм Велимира Хлебникова. С. 33.
    Старкина С. В. "Еня Воейков": Principia. С. 34.
    Тропинина Н. Е. Стихотворение В. Хлебникова "Народ поднял верховный жезел..." в контексте русской поэзии 1917-1921 гг. С. 35.
    Чебыкин В. А. Восприятие неординарности поэта литературной критикой. С. 36.
    Яковлев А. Е. Моделирование и трансформация архетипических представлений славянской языческой мифологии в творчестве В. Хлебникова. С. 37.


Рец.: Новое лит. обозрение. – 1996. – № 20. – С. 418.

Хлебниковские чтения: Материалы конференции 27 – 29 ноября 1990 г. / Отв. ред. С. Старкина. – СПб., 1991. – 152 с.

    Из нового Собрания сочинений В. В. Хлебникова / Публ. и комм. Р. В. Дуганова. С. 3 – 14.
    Киктев М. С. Хлебниковская "Азбука" в контексте революции и гражданской войны. С. 15 – 39.
    Cистематика "азбуки ума" в поэтике Хлебникова.
    Тартаковский П. И. Древнеиранская мифология в художественной структуре творений позднего Хлебникова. С. 40 – 49.
    Зороастрийский подтекст в стихотворении "Видите, персы, – вот я иду...".
    Виницкий И. Ю. Малые верлибры Хлебникова. С. 50 – 61.
    Опыт анализа стихотворений "На ветке...", "Из мешка...".
    Арензон Е. Р. "Свобода, богиня, весна..." (Стихотворение "Свобода приходит нагая..." в контексте основных творческих идей Велимира Хлебникова). С. 62 – 68.
    Никитаев А. Т. К интерпретации 2-го паруса "Детей Выдры". С. 69 – 75.
    Анализ и интерпретация первой сцены 2-го паруса сверхповести "Дети Выдры".
    Дуганов Р. В. Хлебников и Ахматова (из астрологических заметок). С. 76 – 79.
    Гервер Л. Л. "Партитуры" в текстах Велимира Хлебникова. С. 80 – 90.
    Музыкальные мотивы в рассказе "Песнь Мирязя" и поэме "Настоящее".
    Дымшиц В. А., Чебанов С. В. Биологические идеи Велимира Хлебникова. С. 91 – 100.
    О понятии "метабиоз" в теоретических воззрениях поэта.
    Бревде Г. М. Иносчисление. С. 101 – 105.
    Гарбуз А. В. Групповой портрет будетлян в свете фольклорно-мифологических традиций. С. 106 – 115.
    Бирюков С. Е. Заумь: ...кратный курс истории. С. 116 – 122.
    Ершов Г. Ю. Взрыв сознания и мотив бомбы у русских футуристов. С. 123 – 134.
    В т. ч. о мотиве взрыва в творчестве В. Хлебникова и А. Белого.
    Мирзаев А. Летописец будетлянский. С. 135 – 137.
    К биографии Л. Е. Аренса.
    Аренс Л. Слово о полку будетлянском [1928] / Публ. Е. Л. Аренса, прим. А. Мирзаева. С. 138 – 150.
    Очерки о В. Хлебникове, Г. Петникове, Т. Чурилине, Божидаре, Н. Асееве, Б. Пастернаке, В. Каменском.

Back to the mainpage