АКУЛОВА В.К.
В.Хлебников. Поэтический космос: от поэтического элемента к мифу.


I. Поэтический космос.

Связь теории и практики поэта очевидна. (Хотя ранее об этом и велись ожесточенные споры). Необходимо выяснить основания этой связи. Сама поэтическая (здесь и далее подразумевается стиховая организация текста) структура имеет ряд особенностей. Так, теоретики стиха отмечают, что сама стиховая форма моделирует вечность, создавая "четвертое измерение" текста, т.к. в поэтическом тексте "квазипространство" объединяется с "квазивременем" стиха, а основной мерой этого "четвертого" измерения становятся единицы поэтического ритма. Образ вечности создается в стихе за счет "парадигматической сетки стиха"- принципиального тождества стихотворных строк, когда синтагматические отношения текста начинают переходить в парадигматические (Шапир: 1996, 41-50). Это связано с одним из глобальнейших вопросов стиховедения - с критериями разграничения стиха и прозы. Сегментация на строки и вследствие этого возникновение особого - поэтического - ритма, а также особых - парадигматических отношений между элементами разных уровней считается основной характеристикой стиха как такового (Томашевский 1959; Тынянов 1965; Бухштаб 1969; Лотман 1972; Гаспаров 1993; Широлапова 1995; Невзглядова 1997 и др.). Зачем же Хлебникову понадобилась поэтическая форма для выражения своих основных идей ? - Сам космос Хлебникова принципиально поэтический, построен по законам стиха. (Ср. Орлицкий 1996 о доминировании стихового начала у Хлебникова).

II. Малые верлибры Хлебникова.

Это можно проследить на примере малых верлибров Хлебникова. Верлибр как система, актуализирующая саму стиховую форму (Тынянов). Происходит не прозаизация поэтической речи, а наоборот - поэтизация прозаической за счет самой поэтической формы. Ритмоорганизующими элементами верлибра становятся все уровни поэтического языка, максимально актуализируются парадигматические отношения поэтических элементов разных уровней. "Тынянов указал на обыкновение Хлебникова подвергать ритмизации все уровни стихотворного текста, на универсальное значение верлибра, которое имело место у поэта. Ритмизация в хлебниковских текстах осуществляется при минимальном участии собственно ритмического уровня, ритма. Эту функцию берут на себя другие уровни."- Бирюкова: 1995, 8 (Исследовательница понимает здесь ритм в узком значении - метр, размер. Здесь же речь пойдет о ритме "как смене эмоциональных напряжений и разряжений" - Харлап: 1985,15; о ритме как "нерве стиха" - Маяковский). Значение хлебниковского верлибра отмечено и в манифесте футуристов - альманах "Садок судей II" (1913): "Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках; всякое движение рождает новый свободный ритм поэту." (цит. по: Поэтические течения в русской литературе конца ХХ - начала ХХ века. - М., 1988). Однако можно отметить и большую разницу в задачах употребления формы верлибра и ее функциях у футуристов и у Хлебникова. Этот момент примыкает к общей проблеме неоднозначного отношения Хлебникова с футуризмом (Лившиц, Марков, Weststeijn, Дьеринг-Смирнова и Смирнов, Седакова и др. ). Малая же форма - как обладающая особой концентрацией, напряжением - наиболее наглядно воплощает основные идеи Хлебникова: "Мелкие вещи тогда значительны, когда они так же начинают будущее, как падающая звезда оставляет за собой огненную полосу; они должны иметь такую скорость, чтобы пробивать настоящее..." - СП, II, 8.(См. Рыжкова Л.В. Структурно-композиционные особенности текстов малой формы - 1995).

III. Ритм. Логос. Всетождество. Число. Слово. "Вера четырех измерений". Миф.

Поэтическая форма как обладательница ритма. (Это одно из основных свойств поэтической формы - отмечает ряд исследователей, упомянутых выше). Верлибр же - актуализация поэтического ритма, максимальная семантизация его.(Тынянов). Ритм у Хлебникова - философское понятие, сопоставимое с Мировым Ритмом-Логосом Гераклита. Все сущее живет благодаря Мировому Ритму, который возникает из напряжения между противоположностями: ано и като, арсис и тезис, путь туда-сюда или вверх-вниз (Фрагменты ранних греческих философов: 1989). У Хлебникова - "качели", "молнии", "волны", "колебания", "пляска коромысла", Гамма Будетлянина, идея "зверь + число" (напряжение между шагом вперед (число) и шагом назад (зверь).(Значение понятия ритма для Хлебникова отмечает ряд исследователей: Марков 1994, Дуганов 1990, Ланн 1983 (настаивает, что все творчество Хлебникова - сплошная "ритмопея"), Башмакова 1995).

  • Это - с одной стороны - принцип мифологического мышления ("неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова,существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, т.е. происхождения и сущности... то, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологическом объяснении выглядит как тождество." - Мифы народов мира: 1991,13); возможная взаимозаменяемость элементов - бриколаж (Леви-Стросс: 1968), характерный для творчества поэта в целом (Baran 1985; Бирюкова 1987; Гарбуз 1989; Кусков 1987; Седакова 1990 и др.). Отсюда следует важное в поэтике мифа и в поэтике Хлебникова понятие метаморфозы ("Миф - это всегда трансформация" - Ланцова: 1995,2) (Марков 1994; Бирюкова 1995; Ланцова 1995). "Столь существенная в поэтике обоих /П.Филонов и В.Хлебников/ сквозная тема всеобратимости-метаморфозы-взаимоперетекания человека и природы, живого и неживого, органического и неорганического также восходит к архетипике древнейшего мышления"- Кусков: 1987,100-101.

  • С другой стороны - это реализация важной для всего творчества поэта идеи тождества, всеединства. Ритм верлибра организован поэтическими элементами разных уровней, а следовательно, акцентирует их соположенность, глубинную одноприродность, актуализируются парадигматические отношения текстовых элементов. Так, для малых верлибров Хлебникова характерен в качестве гармонизирующей структуры - изосинтаксизм, подчеркивающий парадигмальные отношения элементов. (Скулачева 1996 - это частично отмечает). "...в поэтическом мире Хлебникова все частное, единичное и конечное восходит к единому и бесконечному... Всегда и везде, в большом и малом, он находил всеобщие связи и стройные закономерности космоса, устроенного ритмом и гармонией подобно творению поэта" - Дуганов: 1990, 79. Б.Леннквист (1999) как раз анализирует тождество и взаимозаменяемость противоположных начал у Хлебникова как основу философского и творческого миропонимания поэта.

  • Здесь же, в связи с идеей всеединства важно отметить и хлебниковскую идею числа: "Многие соглашаются : бывающее едино. Но никто еще не воздвигал своего жертвенника перед костром той мысли, что если все едино, то в мире остаются только одни числа, то есть числа и есть не что иное, как отношения между единым, между тождественным, то, чем может разниться единое..."- ЦГАЛИ - цит. по Дуганову:1990,48. Числа - это отношения между единым и в то же время общее основание всего сущего.Эта идея, однако, соотносится с идеями Анаксагора о "доле"(мере, числе): "Во всем содержится доля всего", "Чего в каждой отдельной вещи больше всего содержится , тем она с наибольшей ясноразличимостью была и есть"- Фрагменты ранних греческих философов: 1989,515; здесь уместно вспомнить и пифагорейскую школу - последнее, в частности, отмечает Силард 1991, Леннквист 1999. Кроме того, идея числа одной стороной связана с Мировым Ритмом ("зверь+число", "колесо рождений", "закон поколений", поиски Хлебниковым законов истории - пульса истории), другой стороной она воплощает хлебниковскую "веру четырех измерений" ("Ветка вербы") и волновую, энергетическую ("энергийную" - Дуганов 1990) природу сущего (что связано и с современными Хлебникову научными достижениями - ТО Эйнштейна, четырехмерным пространством-временем Минковского, ритмами солнечной активности Чижевского и т.п.). Так, хлебниковский мифологизированный образ V-1 ("я - веселый корень из нет-единицы", "корень из нет-себя", русалка и т.п.) воплощает хлебниковское "четвертое измерение" (перпендикуляр к оси времени, "постройка высоты по отношению к ширине времени, т.е. создание добавочного размера" - СП,V,271).(Никитаев 1992; Бемиг 1996; Вестстейн 1995; Леннквист 1999).

  • Поэтическая форма и тут органично выражает основные хлебниковские идеи. В стихе ритм, "вытесняющий и замещающий "реальное" время, сам начинает играть роль поэтического времени", это "квазивремя" (Шапир: 1996,42). В стихе есть и "квазипространство" (это стиховое измерение, в котором строки принципиально тождественны, а следовательно, и элементы, составляющие эти строки, соотносимы между собой). В верлибре (как уже было отмечено) особый ритм - когда традиционные ритмические элементы отсутствуют, а функцию создания ритма выполняют другие уровни текста, принадлежащие к "квазипространству" стиха (синтаксический, фонетический, лексический, графический). Т.о., на уровне самого текста реализуется идея единства времени и пространства, столь важная для Хлебникова. Ритмические "сдвиги" стиха Хлебникова можно квалифицировать как "скачок из одного измерения пространства в другое через прерывистый барьер времени. И каждый временной срез находит в стихах Хлебникова свое ритмическое выражение" (Кедров: 1982,88). Это относится к большинству поэтических произведений Хлебникова, в частности, к его верлибрам и к явлениям макро- и микрополиметрии (Гаспаров, Боранбаева, Башмакова, Ланцова и др.). Ритм верлибра связан и с идеей вечности, но вечности всевременной, а не вневременной.(Тождество строк как тождество "квазивремен" и возможность возврата, обратимость времени - характерно для любого стиха (Шапир: 1996,49), но в верлибре эта идея выходит на первый план за счет акцентирования этого тождества). Для Хлебникова же характерно как раз такое "всевременное бытие" (Кусков 1987; Кедров 1982, 1989; Вроон 1996 и др.).

  • Но Мировой Логос, Ритм, Разум это еще и Слово (в его мифологическом понимании). В поэтическом тексте слово претерпевает мифологические метаморфозы ( "...слово, умирая рождает миф и наоборот.." - из манифеста футуристов в альманахе "Садок судей-II". Это вполне сопоставимо с пониманием А.Ф.Лосева, для которого "Имя есть свернутый Миф и наоборот", в одноименном наброске 30-х годов). Слово у Хлебникова, как в мифе, максимально приближено к вещи (ср. у Платона "Кратил", теория именования - Романенко 1989,1992; Weststeijn 1983, лингвистические споры о природе языка средних веков, ХIХ века). Но Хлебников идет дальше. Его интересует внутренняя жизнь слова ("слово живет двойной жизнью"- Творения: 1986,632), структура слова, слово как вселенная.(см. Б.Лившиц 1989 о слове у Хлебникова). А слово слагается из букв, как вселенная из стихий (stoicheia - греч. "буквы") - (Дуганов: 1990,8). Возникает "звездная азбука" Хлебникова и основанный на ней "звездный язык". В стихотворных текстах, особенно в верлибрах, и наиболее часто в малых верлибрах Хлебникова буквы-звуки (Хлебников принципиально не делал разделения) так же, как и другие поэтические элементы начинают выполнять ритмообразующую функцию, отсчитывая пульс вселенной. "В мелких стихотворениях способом преодоления /.../ предметно-бытового значения слова, нормы словоупотребления и возвращения слову его бытийного, вневременного значения движения, образа /.../ становится изменение роли звука в слове. Звук становится подвижным относительно слова. Слово в значении предмета - лишь одно из возможных звуковых сочетаний, которые выделяются в сопоставлении слов (или форм), близких по звучанию, но разных по значению. Движение звуковых сочетаний, т.е. образ, лишается источника. Это движение и является сюжетом стихотворения" - Бирюкова: 1989,42. Можно привести целый ряд примеров (особенно яркими являются как раз малые верлибры поэта: "Из мешка...", "Сон то сосед снега весной...", "Па-люди", "Приятно видеть..." и др.). Буквы-звуки в системе Хлебникова мифологизированы. Когда они выступают в роли поэтических элементов, их мифологическое значение актуализируется за счет ритмических и парадигматических качеств данных элементов и определяет движение стихотворного текста.

  • Сама форма стиха (малые верлибры) влияет и на художественную структуру основных образов Хлебникова ("качели", "пляска коромысла", "волны", "лучи", "молнии", "колебания" - образы волновой, "энергийной" природы мира, движения, Мирового Ритма ; "V-1"(мнимые числа), "русалка", "мава" - образы-метафоры единства времени и пространства, "четвертого измерения"; "слово", "вещь", "мотыльки", "бабочки", "мешок слов", "звуки азбуки" - образы языка, речи и т.п.) - они предстают в максимально сконцентрированном, универсальном виде ("чтобы пробивать настоящее").

IV. Заключение.

Таким образом, поэтический текст Хлебникова можно охарактеризовать как мини-модель мира Вселенной Велимира Хлебникова, моделирующую космос (макрокосм) на всех уровнях структуры стиха (микрокосм) за счет особой ритмической организации и самой формы стиха (ритм в широком понимании как Мировой Логос, парадигматические отношения всетождества, актуализация "наималов языка"(Хлебников) - поэтических элементов звуко-буквенного уровня с их мифологическим значением в системе поэта, связь квазивремени и квазипространства стиха ) и таким образом приближающуюся в этом отношении к мифу. У Хлебникова "показательна тенденция к превращению каждого языкового элемента в своего рода малую универсалию, способную, с одной стороны, нести в себе сугубо специфическую информацию, а с другой, отражать все иные малые миры" - Кусков: 1987, 94. Верлибры же и другие ритмические сдвиги в стиховой форме дают возможность организовывать поэтические элементы в соответствии с замыслом художника, актуализируя особенности стиховой формы как таковой, отчего эти элементы приобретают максимальную семантическую нагрузку и вовлекаются в особые отношения разноуровневых структур, трансформируясь в творчестве Хлебникова в мифопоэтические элементы. "Такое слово /слово Хлебникова/ основано на художественном тождестве микрокосма стихотворения, космоса поэзии и макрокосма природы" - Дуганов: 1990,106.

Литература:
1. Бирюкова А.С. Мера возможного в сюжетах Хлебникова: "восстание вещей" (поэма "Журавль") // Тезисы докладов III Хлебниковских чтений. Астрахань,1989. С42.
2. Бирюкова А.С. Метаморфоза в ритмическом воплощении В.Хлебникова // Russ. Lit. 1995. Vol.XXXVIII. №4. Pp.361-367
3. Вестник общества Велимира Хлебникова. М.,1996 (статья Ю.Б.Орлицкого)
4. Дуганов Р.В. Велимир Хлебников: Природа творчества. М.,1990.
5. Кедров К. "Звездная збука" В.Хлебников: литературоведческая гипотеза//Лит. учеба.1982. №3. С.78-89.
6. Кусков С.И. Проблематика универсального языка в контексте П.Филонова и В.Хлебникова // Культура средних веков и нового времени. М.,1987. - С.92-103.
7. Ланцова С.А. Морфология и исторические корни хлебниковской метаморфозы ("Змей поезда") // Russ. Lit. 1995. Vol.XXXVIII, № 4.- Pp.409-434.
8. Леннквист Б. Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова. СПб.,1999.
9. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец . М.,1989.
10. Седакова О. О границах поэзии. В.Хлебников в новейших зарубежных исследованиях // Русская литература в зарубежных исследованиях 1980-х годов. - М.:1990.(обзор работы Ж.-К. Ланна 1983)
11. Силард Л.Математика и заумь//Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре.Bern:1991,С. 333-352.
12. Скулачева Т.В. Свободный стих В.Хлебникова // Язык как творчество. М.,1996.
13. Харлап М.Г. О понятиях "ритм" и "метр" // Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. М.,1985.- С.11-29. 14. Хлебников В. Творения. М.,1986.
15. Шапир М.И. Стих и проза: пространство-время поэтического текста // Славянский стих: Стиховедение, лингвистика и поэтика. М.,1996. - С.41-50.


Back to the mainpage