Лотос. Символ г. Астрахани

КОЛЛЕКЦИЯ
М. П. МИТУРИЧА

Дом-музей Велимира Хлебникова в Астрахани

Лотос. Символ г. Астрахани

В музее Хлебникова в Астрахани.
ОПИСЬ (Декабрь 1994 г.)


Стилизованная подпись Велимира Хлебникова

ПРЕДИСЛОВИЕ. О КОЛЛЕКЦИИ М.П. МИТУРИЧА | ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА ХЛЕБНИКОВЫХ | И ДРУГИЕ КНИГИ | NEW!    ПРЕДМЕТЫ БЫТА СЕМЬИ ХЛЕБНИКОВЫХ | ФАМИЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ | ПИСЬМА, ЗАПИСКИ | РИСУНКИ, ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА | ФОТОКОПИИ И КСЕРОКОПИИ | ПРОГРАММЫ, ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БИЛЕТЫ, АФИШИ (ХЛЕБНИКОВСКАЯ ТЕМАТИКА) | РАЗНОЕ |

III. ПРЕДМЕТЫ БЫТА СЕМЬИ ХЛЕБНИКОВЫХ
КОЛЛЕКЦИЯ М.П. МИТУРИЧА-ХЛЕБНИКОВА. ОПИСЬ

В описи "коллекции…" зарегистрирован 91 предмет. Сохранился "Список вещей " (с пометкой: "Всего 30 мест "), составленный, вероятно, В.А. Хлебниковым и записанный его рукой во время переезда Хлебниковых из Астрахани в Москву, в сентябре 1931 года.
Со свойственной В.А. Хлебникову педантичностью указана стоимость вещей каждого места.

Список вещей, составленный, вероятно, В.А. Хлебниковым и записанный его рукой во время переезда Хлебниковых из Астрахани в Москву, в сентябре 1931 года

В своих "Записках…" П.В. Митурич отметил: "Просим их как можно больше распродать вещей, книг и только самые необходимые взять с собой, так как у нас и поместить их негде".<1>

Справедливости ради, отметим, что в семье к этому времени и без того осталось лишь "самое необходимое", поскольку В.А. Хлебников был освобождён от должности директора заповедника (по болезни и возрасту), а его квартира была больше, чем наполовину заселена другими людьми. Таким образом, многие вещи были распроданы, но и того, что осталось, как замечает Пётр Митурич, хватило на две подводы. Позже, в Москве, "понемногу всё рассовали, всему нашлось место".

Бoльшая часть сохранившихся предметов семьи Хлебниковых в 1994 году была передана в музей, и лишь небольшая их часть осталась у М.П. Митурича-Хлебникова: старинное трюмо, образок Е.Н. Хлебниковой ("Встала над постелью с образком девичьим" - "Ночь перед Советами") и некоторые другие вещи.


1. Тарелка с гербом Вербицких
(первоначально была ошибочно указана как "Тарелка с гербом Хлебниковых").

Мелкая; белая. Декорирована синей полосой по кромке и по внутренней стороне бортика; на бортике надглазурная роспись - фамильный герб дворянского рода Вербицких, с изображением стражника на желтом фоне. На дне - надглазурное клеймо тёмно-коричневого тона - двуглавый орёл и полустёртая надглазурная надпись красного тона: "Бариновка 14".Фарфор, роспись, золочение. 2 х 24,5.

Принадлежность герба к роду Вербицких определил А.Е. Парнис. Это, как считает исследователь, - один из промежуточных гербов рода Вербицких. Парнисом же установлено, что Велимир возводил свою родословную к "знатному войсковому товарищу Степану Вербицкому" (нач. XVIII в.), который "вышед с Польши под державу всероссийскую, служил всероссийскому престолу".



Тарелка с гербом Вербицких
Фамильный герб дворянского рода Вербицких
№ по описи 1

2. Молочник
Розовый, внутри белый; с расширяющимся книзу туловом. Ручка белая, неправильной прямоугольной формы, на углах - рельефы. Тулово декорировано росписью: композиция из цветов, полоса золотом по кромке и у основания. На дне - надглазурное клеймо синего тона с изображением двуглавого орла и надпись: "ВЪDУЛЕВЊ М.С. КУЗНЕЦОВА".Фаянс тонированный, роспись, золочение. 17,5 х 15,4.
№ по описи 2

3. Кувшинчик
В охристых тонах. Тулово слегка сужено кверху и книзу; декорировано пропечатанными полосами в технике машинной строчки; на низкой ножке. Небольшой носик-слив; ручка петлевидной формы.Керамика. 14,5 х 14,1.
№ по описи 3

4. Сахарница
Округлой формы. Ручки фигурные, с рельефным навершием; горло расширено, по краю - фигурная бортик. Тулово декорировано рельефными волнами по диагонали; на низкой расширяющейся ножке. На дне - клеймо с надписью "1 EDUARD HUECK 94 1 ?".Металл. 9,5 х 13,4.
№ по описи 4

5. Солонка
Гранёная. В основании - правильный шестиугольник.Стекло. 2 х 4,2.
№ по описи 5

6. Шкатулка большая.
Трёхчастная.В большую шкатулку вложены две малые. Корпус прямоугольной формы; углы срезаны. Лицевая сторона декорирована геометрическими вставками из перламутра по тонированной полосе. По верхнему борту - детали металлической застежки; крышка утрачена. Дерево, металл, перламутр, тонирование. 10,5 х 29,9 х 17,7
Шкатулка малая 1, из набора.
Прямоугольной формы; с крышкой. Дерево. 12,5 х 11,6 х 14,6.
Шкатулка малая 2, из набора.
Прямоугольной формы; с крышкой. На нижней стороне крышки - надпись зеленым цветом: "нрзб 2".Дерево. 12,4 х 11,7 х 14,6
№ по описи 6/1-3

7. Ваза
Тёмно-коричневая; круглой формы. На низкой ножке. Декорирована рельефным изображением двух мужских голов с бородой, с рогами и - растительным орнаментом из виноградных лоз.Керамика. 13,1 х 13,1.
№ по описи 7

8. Ложка
Чайная; с вензелем "В".Металл. 14 х 2,5.В семье Хлебниковых, как рассказал М.П. Митурич-Хлебников, был набор ложек с фамильным гербом (как теперь выяснилось, рода Вербицких). Эти ложки, серебряные, были проданы Верой Хлебниковой в начале 30-х в Торгсин (торговля с иностранцами). Семья голодала, и надо было как-то жить. Но ложка, указанная в описи "коллекции..." - из другого набора. По семейному преданию, каждый из детей Хлебниковых имел серебряную ложку с личным вензелем. Чудом сохранилась эта, единственная, с вензелем "В". Веры или Велимира - это мы уже не узнаем.
№ по описи 8

9. Кувшин
Тулово грушевидной формы, рельефное. Длинный изогнутый носик; ручка в виде двух переплетающихся лоз. Крышка на креплении, фигурная; с навершием: металлическая ручка в форме цветка на ножке, в основании цветка - рельефные листья. На дне надпись: "ПЕЦЪ".Металл. 18,2 х 18,9.



№ по описи 17



10. Кружка (с крышкой) В.В. Хлебниковой

Тёмно-синяя, к низу граненая. Тулово декорировано росписью в серых и золотых тонах, стилизовано под китайскую живопись: изображена человеческая фигура с вытянутой рукой и собака с приподнятыми передними лапами, растительный орнамент.Стекло цветное, роспись, золочение. 13 х 13,5.


Крышка от кружки
Фигурный бортик, с гранёным навершием - гравировка восьмилепестковой розетки в центре; поверхность декорирована росписью в серых тонах, гравировка декорирована росписью золотом.Стекло цветное, роспись, золочение. 3,5 x 9,5.Эту кружку Вера Хлебникова запечатлела в "Натюрморте с мандаринами" (1930-е).


Кружка (с крышкой) В.В. Хлебниковой В.В. Хлебникова. Натюрморт с мандаринами
№ по описи 10/1-2

11. Кувшин (сливочник)
Верхняя часть расширена в виде раструба; края фигурные, рельефные. Тулово узкое, рельефное, книзу расширено в форме тыквы. Ручка декорирована рельефным растительным орнаментом. Ножка высокая, книзу расширена. На дне - клеймо с надписью: "НАКЛЛ СЕРЕБ. ксимантовскаго". Металл, фраже. 11,8 х 14,8.
№ по описи 11

12. Кувшин
Горло широкое, к середине сужается; округлое тулово. Небольшой носик-слив; ручка маленькая. Покрыт бледно-жёлтой глазурью. Тулово декорировано коричневой волнистой линией по всей окружности и цветным геометрическим узором.Керамика, роспись. 17,1 х 14,8.
№ по описи 9

13. Чашка Е.Н. Хлебниковой
Тулово кверху слегка расширено; декорировано росписью в зелёных и красных тонах с золотом: растительный орнамент. Дно плоское.Фарфор, роспись, золочение. 8 х 12,5.В вышеуказанных "Записках…" П.В. Митурич указывает:"Старикам всё дорого. Они сроднились с вещами… Одну битую посуду я было оставил, думал, что про неё забудут второпях, но Е.Н. потом говорила: "Пётр Васильевич оставил её, а это моя дорогая память, мне её Витя подарил". И эта чашка стала мне дороже многих вещей".Передавая эту чашку в музей, М.П. Митурич-Хлебников подтвердил: "Зелёная чашка, которую Велимир подарил своей матери. Всё это оттуда, с Большой Демидовской"<2>.


Чашка Е.Н. Хлебниковой, которую Велимир подарил своей матери
№ по описи 12

14. Тарелка
Мелкая; граненая. Края - фигурные, 12 гравированных фестонов. По донцу - гравировка двенадцатилепестковой розетки.Стекло. 2 х 15,5.
№ по описи 13

15. Сахарница и чашка (из сервиза).
Сахарница В основании - прямоугольник с вогнутыми углами. Тулово выпуклое, рельефное; книзу сужающееся. Покрыто синей глазурью; декорировано росписью золотом: растительный орнамент - и окаймлено золотой полосой понизу. Ручки белые, фигурные, разнонаправленные; декорированы рельефом и росписью золотом.Фаянс, роспись, золочение. 8,2 х 15,2 х 10,5.
Крышка сахарницы
Прямоугольная, повторяющая форму сахарницы; покатая, в центре на возвышении - ручка. Фигурные, округлые углы.Фаянс, роспись, золочение. 3,8 x 8 x 6,9.
Чашка
В основании - квадрат с вогнутыми углами. Тулово выпуклое, рельефное, книзу сужающееся. Покрыто синей глазурью; декорировано росписью золотом: растительный орнамент. Ручка кверху расходится надвое, покрыта золотом.Фаянс, роспись, золочение. 6,5 х 9,8 х 8.
№ по описи 14/1-3

16. Графин
Горло узкое, вытянутое, гранёное; края отогнуты горизонтально. Тулово конусообразной формы, граненое.Стекло. 21,4 х 10,5.
№ по описи 15

17. Хлебница
Плоская, в форме древесного листа; бортики приподняты, края резные. Поверхность декорирована резными фигурными прожилками. На месте черенка маленькая ручка в форме дуги; на бортике два сквозных отверстия. Дерево тонированное. 3 х 37,5 х 24.
№ по описи 18

18. Кувшинчик
В форме молочника; горло невысокое; удлиненный носик-слив. Горлышко по бортику декорировано впечатанной полосой. Тулово округлой формы, книзу сужающееся; декорировано рельефным изображением трех амуров с различными музыкальными инструментами. Ручка по всей длине декорирована рельефными полосами, снизу - рельефной композицией из листьев и цветка. На донце надпись карандашом - 19.Керамика, полив. 8,3 х 9.
№ по описи 19

19. Щипцы для орехов В.А. Хлебникова
Два стержня; с параллельно размещенными прямоугольными поверхностями, сцепленными по ширине, с внутренней стороны - маленькие круглые ложбинки.Металл. 15 х 3.
№ по описи 20

20. Подставка под столовый прибор
В форме объёмной уплощённой буквы м.Стекло. 3 х 9,1 х 1,3.
№ по описи 21

21. Мельница для перца двухчастная:
1-я часть: стержень с окружностями разных диаметров у оснований; на верхней поверхности - горизонтальное вращающееся колесо.Дерево, тонированное, металл. 9 х 5,2.
2-я часть: в форме луковичного купола в черную крапинку; на вершине круглая белая вставка.Дерево тонированное, кость. 4,5х 6,1
№ по описи 23/1-2

22. Шкатулка от Мозеровских часов В.А. Хлебникова
Прямоугольной формы, с округлыми краями; у основания корпуса и крышки - фигурные утолщения. В центре крышки сквозное отверстие. Дерево тонированное, металл. 4 х 9 х 7.
№ по описи 24

23. Безмен. В.А. Хлебникова
Шкала из 25-ти делений; нумерация по четным числам. Надпись над шкалой: "HUGHES'S POCKET BALANCE, ЯУSSIAN", под шкалой - "PATENT".Металл. 9 х 3 х 1,7.
№ по описи 25

24. Градусник по Реомюру. В.А. Хлебникова
В основании - деревянный корпус прямоугольной формы, по краю декорирован резным орнаментом. Градуированная шкала розового цвета, сверху надпись: "РЕОМЮРЪ".Дерево тонированное, кость, металл, стекло, ртуть. 25 х 6 х 0,5.


Градусник по Реомюру. В.А. Хлебникова
№ по описи 26

25. Кусок домотканой материи
Композиция в тёмно-красных и светлых тонах с растительным и геометрическим орнаментом. По одной стороне - выпущена бахрома.Ткань. 50 х 28,5.
Кусок домотканой материи
По основному красному фону жёлтые и серые полосы; декорировано вышивкой геометрического орнамента.Ткань 36 х 28.
№ по описи 29-30

26. Деталь пресс-папье. В.А. Хлебникова
В форме куба; внутри - полость окружной формы. На одной из граней зубчатый рельеф.Стекло. 6,8 х 6,9 х 7,4.
№ по описи 31

27. Таганок для спиртовки. В.А. Хлебникова
Из трёх одинаковых фигурных деталей, скреплённых сверху; на одной из них - сквозное отверстие.Металл. 7 х 11.
№ по описи 32

28. Подвеска для наколки документов. В.А. Хлебникова
Основная часть в виде фигурного украшения, крепящегося на стену; декорирована рельефным орнаментом с растительными элементами. В верхней части - сквозное отверстие; снизу проволокой присоединён металлический крючок.Металл. 9 х 7 х 0,5.
№ по описи 33

29. Футляр для инструментов по набивке чучел. В.А. Хлебникова
Прямоугольной формы; по периметру имеет четыре отворота, внутри 6 петельных отсеков для инструментов. Имеется застёжка.Кожа, металл. 22 х 6.
№ по описи 34

30. Инструмент для набивки чучел. В.А. Хлебникова
Два металлических стержня соприкасаются внизу и оканчиваются крючками, развёрнутыми в стороны.Металл. 10 х 2 х 0,3.
№ по описи 35

31. Стакан. В.А. Хлебникова
Для хранения карандашей; декорирован рельефным изображением дракона; по краю и у основания - утолщение по окружности.Металл. 11 х 6.
№ по описи 36

32. Деталь чернильницы. В.А. Хлебникова
В форме бочонка; с фигурными утолщениями по окружности. На поверхности гравировка: "GESETZL. GESCHUT".Металл. 6 х 3.
№ по описи 37

33. Ручка. В.А. Хлебникова
Корпус состоит из разных пород дерева. Перо с обеих сторон гравировано трилистником. Дерево тонированное, металл. 15 х 1.
№ по описи 38

34. Печать. В.А. Хлебникова
Сложной цилиндрической формы, с ручкой. Именная, выгравировано: "В.А. Хлебников".Металл. 6 х 2.
№ по описи 39

35. Записная книжка. В.А. Хлебникова
В виде кошелька; светло-коричневого тона, по кромке отделана кожей тёмно-коричневого цвета. Внутри - листы бумаги.Кожа, бумага. 13 х 10.
№ по описи 40

36. Гребень кавалерийский. В.А. Хлебникова
В центре корпуса - удлиненное сквозное отверстие, по обеим сторонам которого гравировка: "D.R.P. 50328". Ручка с круглым сквозным отверстием.Металл. 11 х 7.
№ по описи 41

37. Зеркальце. В.А. Хлебникова
Прямоугольное. Карманное. Задняя сторона обтянута коричневым дерматином, образующим на лицевой поверхности рамку. Стекло, дерматин. 9 х 5."Хотите, верьте в мистику, хотите, нет, но когда дедушка умер, оно почернело"<3>.
№ по описи 42

38. Туесок. Е.Н. Хлебниковой
С двумя крышками. Поверхность декорирована росписью с изображением сказочных животных: конь-олень, жар-птица. Место соединения берестяных швов расписано растительным орнаментом. На дне надпись простым карандашом: "045/СОА /65".Береста, дерево. 22,5 х 14,5.
Крышка для туеска (1-я)
Округлая, повторяющая форму туеска; ручка в форме подковы. Декорирована чёрной росписью: растительный орнамент.Дерево. 9 x 13,2.
Крышка для туеска (2-я)
Округлая, повторяющая форму туеска, плоская. Внешняя сторона покрыта черной краской. Дерево, покрытие краской. 1,1 x 14,7.
№ по описи 43/1-3

39. Очки. Е.Н. Хлебниковой
В оправе - линзы овальной формы. Дужка тонкая, скрученная по спирали. Стекло, металл. 11 х 3.
№ по описи 44

40. Косынка. Е.Н. Хлебниковой
На светлом поле косая тёмная клетка. По прямому углу отделана редкой бахромой из длинных чёрных и белых нитей. Ткань. 152 х 90,5.
№ по описи 45

41. Мешочек с куколкой
Мешочек
Самодельный; ткань в чёрно-бежевый геометрический узор. На лицевой стороне вышиты: крупными стежками бежевого тона надпись "МАЙ", в бежевых и голубых тонах - четырёхлистный цветок со стеблем. Затянут атласной лентой болотного цвета.Ткань. 19,5 х 16,3.
Куколка
Самодельная; туловище туго набито. Одета в чёрный сарафан, с марлевыми рукавами, в красных тканых башмачках. На голове волосы из меха, обвязана голубой лентой с красной нашивкой. Круглые голубые глаза, взгляд устремлен в сторону.Ткань, мех. 15 х 10.
№ по описи 46/1-2

42. Бювар. В.В. Хлебниковой
Прямоугольной формы; на бумажной основе. Тёмно-синий, декорирован рельефными цветами; синяя подкладка. На внутренней стороне надпись карандашом рукой П.В. Митурича: "Первый бювар Веры Хлеб.".Дерматин, бумага, ткань. 27,5 х 21,5 х 4.


Бювар. В.В. Хлебниковой
№ по описи 47

43. Этюдник. В.В. Хлебниковой
Прямоугольный корпус, на лицевой стороне - замочная скважина, кожаная ручка и две петли с крючками. На внутренней стороне крышки надпись карандашом, сделанная рукой П.В. Митурича: "Этюдник Веры Владимировны Хлебниковой-Митурич". Дерево, кожа, металл. 8 х 36 х 14,5.


Этюдник. В.В. Хлебниковой и краски
№ по описи 49

44. Японская гуашь. В.В. Хлебниковой
1-я баночка: "SAP GREEN" (зелёная краска из ягод крушины). На крышке рельефная надпись: "POSTER COLOUR*OSAMA SHOKAI*" - с изображением короны. На стекле остатки бумажной наклейки. На дне - рельефное изображение треугольника, вписанного в окружность.Стекло, металл, гуашь, бумага. 7 х 3,7.
2-я баночка: "FRENCH VERMILLION" (ярко-красный, киноварь). На крышке рельефная надпись: "POSTER COLOUR*OSAMA SHOKAI*" - с изображением короны. На дне - рельефное изображение треугольника, вписанного в окружность.Стекло, металл, гуашь, бумага. 7 х 3,7.
3-я баночка: "BLACK" (чёрный). На крышке рельефная надпись: "POSTER COLOUR*OSAMA SHOKAI*" - с изображением короны. На дне - рельефное изображение треугольника, вписанного в окружность. Внутри горлышка - пробка с тканью. Стекло, металл, гуашь, бумага, пробка, ткань. 7 х 3,7.
4-я баночка: "PRUSSIAN BLUE" (берлинская глазурь). На крышке рельефная надпись: "POSTER COLOUR*OSAMA SHOKAI*" - с изображением короны. На дне - рельефное изображение треугольника, вписанного в окружность. Внутри горлышка - пробка с тканью. Стекло, металл, гуашь, бумага, пробка, ткань. 7 х 3,7.
№ по описи 50-53

45. Пресс-папье. В.В. Хлебниковой
Прямоугольной формы, двухчастный. Из лавы вулкана Везувий.Вулканическая лава.
7 х 10 х 5.Пресс-папье было привезено Верой из Италии в подарок родителям.





Пресс-папье. В.В. Хлебниковой, камея (выполнена В.В. Хлебниковой), локон. В.В. Хлебниковой
№ по описи 56

46. Камея
Выполнена В.В. Хлебниковой (1891-1941).На чёрном прямоугольном основании рельефное оранжевого тона изображение: бюст женщины в профиль, в декольтированном платье, с крупными бусами на шее.Камень, покрытие краской. 5 х 3 х 0,5.
№ по описи 57

47. Локон. В.В. Хлебниковой
Русый; связан тонкой верёвкой и уложен улиткой. Волос. O 10 (в свёрнутом состоянии).
№ по описи 58

48. Яйцо
Выполнено В.В. Хлебниковой (1891-1941). Двухчастное. Декорировано выжиганием и росписью масляными красками: изображены цветы. Внутри покрыто бронзовой краской. Дерево, выжигание, роспись. 17,8 х 11.
№ по описи 59

49. Рука
Выполнена А.В. Хлебниковым (1887 - 1920).Кисть руки коричневого тона, пальцы напряжённо сжаты в кулак. На внутренней стороне - надпись карандашом рукой П.В. Митурича: "Выполнено Ал. Вл. Хлебниковым в подарок В. А. Хл.", на нижней стороне основания неразборчивая гравировка.Гипс тонированный. 12,5 х 7 х 5,5.
№ по описи 61

50. Карандаш. Велимира Хлебникова
Верхняя часть - закруглённая, светло-зелёного тона; снизу примыкает красное кольцо. На светлом корпусе выгравирован типографский знак "HB * "KOH-I-NOOR" * № 15041"; ниже - надпись, процарапанная на корпусе рукой П.В. Митуричем: "Велимира Хлебникова". Нижняя часть - тёмно-зелёная. Внутри металлический стержень.Металл, графит. 13 х 0,7.
№ по описи 62

51. Ручка из ветки вербы. Велимира Хлебникова
Древесный прут с почками; на конце - стальное перо. Дерево, металл. 44 х 0,7.

Это та самая ручка, которой написана статья "Ветка вербы" (1922): "Я пишу сейчас засохшей веткой вербы, на которой комочки серебряного пуха уселись пушистыми зайчиками, вышедшими посмотреть на весну". С тех пор ветка заметно высохла, но несколько "пушистых зайчиков" ещё не отпали.


Карандаш Велимира Хлебникова, ручка из ветки вербы Велимира Хлебникова, чернильница (основание) Велимира Хлебникова
№ по описи 63

52. Чернильница (основание). Велимира Хлебникова
Широкая часть декорирована арочными рельефами, по центру - рельефным растительным орнаментом. В центре узкой части - сквозное отверстие для чернильницы, окантовано фигурным рельефом.Металл. 12 х 14 х 1.
№ по описи 64

53. Галстук. Велимира Хлебникова (подаренный В.В. Маяковским).
На тёмном поле, полосами по диагонали - геометрический орнамент из светлых волокон. Ткань. 59 х 7.
№ по описи 65

54. Гребешок. Велимира Хлебникова
Двусторонний: крупные - с одной стороны; мелкие, частые - с другой.Дерево. 7 х 5.
№ по описи 66

55. Игрушки из Сергиева Посада (монашеской работы). Велимира Хлебникова

Иоанн Грозный
Фигура старца с вытянутой бородой (светлая с черными вкраплениями); в тёмно-бордовом длинном одеянии: декорировано резьбой с остатками позолоты, с широким воротником треугольной формы светлого тона. Головной убор светлого тона с ободом зеленого цвета. Темные глаза, рот - красного цвета; взгляд устремлен перед собой. Фигура стоит на невысокой черной подставке прямоугольной формы (одна из сторон ниже). Дерево, резьба, роспись, позолота. 13 х 7.

Сельская барышня
В длинном платье коричневого тона, декорировано росписью: растительный орнамент. На плечах красная накидка, декорирована росписью: растительный орнамент. В головном уборе. Одна рука согнута в локте, в другой - находится сума. На щеках легкий румянец, взгляд устремлен в сторону. На боковой опоре надпись карандашом рукой П.В. Митурича: "Из вещей Велимира Хлебникова". Дерево, резьба, роспись. 12 х 5.

В рассказе "Ка-2" Велимир Хлебников пишет: "Я привёз деревянного, но пряничного Иоанна Грозного с красивыми тонкими бровями […] и четыре зелёные сельские барышни… "Из четырёх, видимо, осталась лишь одна, после бегства Хлебникова, Петровского и Куфтина из цыганского табора в Сергиевом Посаде (1916 г.), по поводу которого Петровский пишет: "Мы с одним рублём на всех, после покупки в Троице деревянных кукол, чувствовали себя, как на иголках… Куклы я раздарил обступившим меня цыганятам"<4>.
Май Петрович Митурич-Хлебников характеризует эти экспонаты как "две деревянные расписные игрушки из Сергиева Посада монашеской работы, с которыми Велимир никогда не расставался"<5>.

Игрушки из Сергиева Посада (монашеской работы) Велимира Хлебникова - Иоанн Грозный

Игрушки из Сергиева Посада (монашеской работы) Велимира Хлебникова - Сельская барышня
№ по описи 67-68

56. Мордовский головной убор
Часть мордовского национального женского костюма. По тулову неправильной прямоугольной формы - тёмно-красная вышивка с геометрическим орнаментом чёрного тона, декорирована бисерной нитью; по низу окантована широким ободом из бисера. По бокам спущены наплечники: широкие полосы ткани, декорированы тёмно-красной вышивкой с геометрическим орнаментом чёрного тона; украшены бусинами, монетами, раковинами, нанизанными на цепочки; по низу наплечники отделаны тёмно-красной бахромой из отдельных нитей. На задней части тулова по светло-коричневой ткани - вышивка красно-чёрного геометрического орнамента; длинное продолжение, спускающееся на спину, декорировано крупным бисером, цветными бусами различной формы, нанизанными на нити, цепочками с монетами и раковинами; по низу окантовано чёрной бахромой из отдельных нитей.Ткань, стекло, раковины, металл. 60 х 20,5 х 14,5.
Детали к мордовскому головному убору
Бусины цвета шиповника, тёмные: округлые (12 шт.), удлинённые (2 шт.) - светлая (1 шт.); бусина тёмная граненая (1 шт.); чёрные бусины, граненые, овальной формы: большая (1 шт.), маленькие (4 шт.); круглые перламутровые бусины (4 шт.); стеклярус: прозрачный (2 шт.), цветной (2 шт.); раковины (5 шт.); монеты (3 шт.); тёмные округлые бусины на металлических спиралях (2 шт.); веревочки с округлыми бусинами (2 шт.): тёмная, тёмно-синяя - и раковиной; 5 цепочек: короткая с петлёй, средняя, средняя с бусиной, цепочка с монетой и бусиной, цепочка с бусинами (3 шт.) и стеклярусом (3 шт.); на проволоке деревянные шарики в белой тесьме (6 шт.).Всего бусин: 39 шт.; монет: 4 шт.; раковин: 6 шт.; цепочек: 5 шт..
В брошюре И.Н. Смирнова "Этнография на Казанской промышленной выставке" (Казань, 1890) из семейной библиотеки Хлебниковых мы читаем:"Перед нами собрание инородческих головных уборов, тут мы видим черемисские, мордовские, чувашские, вотяцкие и татарские головные уборы. Они распадаются на три группы: к первой относятся уборы с коническим верхом - тюрики, ко второй сороки или кокошки, к третьей шапочки, убранные бисером и монетами" (С. 15).Одну их таких экзотических шапок и привёз В.А. Хлебников с Казанской выставки 1890 года. Мы знаем, что Вера писала портрет "Велимир в мордовской шапке" (1911). Шапка дожила до наших дней. Её описание сделал сам Май Митурич-Хлебников:"Это женский головной убор из холстины, расшитый цветной шерстью, бусинами, раковинами, на мелких цепочках - монисто. От шапки полоса, тоже расшитая по холсту, видимо, на плечи".Ныне мордовская шапка украшает экспозицию музея Хлебникова.



Мордовский головной убор

№ по описи 70

В.В. Хлебникова. Велимир в мордовской шапке. Портрет Велимира Хлебникова

57. Сундучок. Велимира Хлебникова
На лицевой стороне корпуса - засов и петля (сундучная навеска и петля); по боковым сторонам - ручки и сквозные отверстия в шесть рядов. Корпус изнутри - кирпичного цвета. Крышка на металлических креплениях; изнутри покрашена желтой краской.Железо. 29,5 х 62,8 х 37.
По поводу этого сундучка М.П. Митурич-Хлебников пишет: "И не в пресловутой наволочке, а в объёмистом железном сундуке вёз Велимир свой архив в Санталово. Коричневый, внутри выкрашенный ярко-жёлтой краской, по бокам две ручки - солдатский сундучок, рассчитанный на двух солдат. Он и теперь хранится у мен, и я знаю его неподъёмную тяжесть"<6>.
Именно последняя фраза вызывает сомнение в том, что Хлебников с этим "неподъёмным" сундучком путешествовал. Скорее всего, он лишь хранил в нём свои рукописи, когда жил в общежитии ВХУТЕМАСа у художника Спасского. А рукописи носил в проволочном саквояже (типа корзины для перевозки кур) или в двух кожаных мешках. В них, а не в упомянутом сундучке вёз он свои рукописи в Санталово. Их содержание, в основном, и составит степановский пятитомник.
Сундучок Велимира Хлебникова
№ по описи 71

58. Выжигание по дереву
Доска прямоугольной формы, декорирована рисунком в технике выжигания. Сюжет: женская фигура, с опущенным взглядом, с длинными распущенными волосами, поддерживает рукой тело другой фигуры, с закрытыми глазами и откинутой головой. По обеим боковым сторонам два сквозных отверстия. Дерево, выжигание. 29 х 21,8 х 0,9.



Выжигание по дереву. Предметы семьи Хлебниковых
№ по описи 72

59. Блюдо
Выполнено А.В. Хлебниковым (1887-1920). Круглой формы. Декорировано рисунком в технике выжигания: матрос с броненосца "Потёмкин". По борту верхней части - перекрещенные знамена и росписью - красные флаги. Под изображением матроса по борту вырезана надпись: "Русская свобода родилась на море". Дерево, выжигание, тонирование, роспись. 1,2 х 34,5 х 2,6.
На блюде изображён матрос с броненосца "Потёмкин". Под его портретом, по борту блюда, вырезана надпись: "Русская свобода родилась на море". Она перекликается со строкой Велимира: "Свобода - дочь моря" ("Нужно ли начинать рассказ с детства…"). Напомним, что в семье Хлебниковых были сильны революционные традиции. Е.Н. Хлебникова (в девичестве Вербицкая) была знакома с Верой Фигнер и другими народовольцами. Через неё шла переписка с А.М. Михайловым, её двоюродным братом, во время его пребывания в Алексеевском равелине. Возможно, свою работу Александр выполнил в 1908 году, поступив в Одесский университет. События, связанные с мятежным броненосцем (1905 г.), ещё были так живы в памяти одесситов.
Блюдо: матрос с броненосца "Потёмкин". Выполнено А.В. Хлебниковым
№ по описи 73

60. Фрагменты рамки (2 части) Выполнены В.В. Хлебниковой (1891-1941).
Фрагмент 1
Узкая и широкая стороны образуют угол; края фигурные, резные. Декорирована выжиганием: растительный орнамент и фигуры животных. На обороте узкой стороны надпись карандашом рукой П.В. Митурича: "работа Веры Хлебниковой". Надпись карандашом: № 74; семь сквозных отверстий. Дерево; выжигание, резьба. 32,6 х 7 и 11,7х1.
Фрагмент 2
Неправильной прямоугольной формы; края фигурные, резные. Декорирована выжиганием: растительный орнамент; пять сквозных отверстий. На обороте надпись карандашом рукой П.В. Митурича: "работа Веры Хлебниковой Астрахань". Дерево; выжигание, резьба. 26,6 х 6,8 х 1.
№ по описи 74/1-2

61. Выжигание по дереву
Дощечка прямоугольной формы, декорирована рисунком в технике выжигания. Сюжет "Убийство": на плитах и булыжниках лежит упавший навзничь мужчина в тёмном одеянии, голова запрокинута, полусогнутые пальцы руки подняты вверх. Вдалеке две убегающие тёмные фигуры. На обороте - рисунки карандашом и синими чернилами. Рядом надпись карандашом: № 75. Дерево, выжигание, чернила. 25,7 х 17,3 х 0,4.


Выжигание по дереву. Предметы семьи Хлебниковых
№ по описи 75

62. Папка. П.В. Митурича
Прямоугольной формы; на картонной основе; завязка из коричневой тесьмы. Внутри бумажная наклейка с надписью: "Доски судьбы. Велимiр Хлебников 1922 г."; над надписью - графические элементы. На верхней стороне крышки надпись карандашом: "П. Митурич и документы [нрзб.]". Холст, ткань, картон, бумага. 39,5 х 24 х 6,5.


№ по описи 76

63. Литографические карандаши. П.В. Митурича (2 шт.)
Литографический карандаш 1. Граненый.Пигмент коричневого цвета, клеящее вещество. 1,4 x 0,6.
Литографический карандаш 2. Квадратной формы, на конце заострён.Пигмент коричневого цвета, клеящее вещество. 2,1 x 0,5
№ по описи 77/1-2

64. Мундштук. П.В. Митурича
Тёмно- и светло-коричневых тонов; в широкой части - четырёхгранный, каждая сторона декорирована тремя рельефными линиями по диагонали. Дерево, резьба.7х1,3.
№ по описи 78

65. Пенсне. П.В. Митурича
Линзы овальной формы.Стекло, металл, кожа. 11 х 4.
№ по описи 79

66. Галстук. П.В. Митурича
Из разноцветных нитей атласной фактуры: синие, зелёные, красные, бежевые, коричневые и чёрные. Переплетённые волокна образуют шахматный рисунок; на конце выпущена бахрома. Ткань. 50 х 3.
№ по описи 80

67. Кисет. П.В. Митурича.
(Вышит и подарен В.В. Хлебниковой). Декорирован цветной вышивкой и мережкой, снизу пришиты 3 раковины. Затянут коричневым шнурком. На концах шнурка полые деревянные шарики: большой и малый, чёрного цвета, декорированы цветными пятнами красок. Ткань, раковины, дерево, роспись. 12,8 х 12.
№ по описи 81

68. Поясок. П.В. Митурича
Чёрного цвета; имеются три прорези. На одном конце металлический хлястик. Вручную прошит толстой нитью.Кожа, металл, нить. 74 х 1,5.
№ по описи 82

69. Пенал. П.В. Митурича
Прямоугольной формы, с крышкой на металлических петлях. Металл. 1,8 х 18,2 х 5,2.
№ по описи 83

70.Бритва (опасная). П.В. Митурича
Нож помещен между костяной (сверху) и деревянной (снизу) пластинами, нижняя сторона покрыта черной краской. На металлической ручке гравировка: "C.V. HELJESTRAND E.S KILSTUNA". Металл, кость, дерево. 0,7 х 15,6 х 2.
№ по описи 84

71. Фартук. П.В. Митурича
Рабочий; из двух цельных кусков светло-горчичной материи: верхний - в форме квадрата, к нему пришита полоска материи; нижний - прямоугольной формы, с двумя завязками.Ткань. Верхняя часть: 28,7 х 27; нижняя часть: 75,6 х 60.
№ по описи 85

72. Куртка. П.В. Митурича
Рабочая, чёрного цвета. С нагрудным карманом; на пяти пуговицах; с резинками в рукавах.Ткань. Размер № 46-48.
№ по описи 86

73. Кисть от шали. В.В. Хлебниковой
Густой пучок чёрных волокон крепится на плотной двойной нити к детали неправильной треугольной формы.Ткань, нити. 29 х 4,5.
№ по описи 1037

74. Крышка, двухчастная
Выполнена В.В. Хлебниковой (1891-1941). Прямоугольной формы, с рельефным утолщением. Внешняя сторона декорирована рисунком в технике выжигания: цветы, одуванчики с пушинками, бабочка. Боковая сторона декорирована выжиганием: ласточки и летучие мыши; к бортику на металлических креплениях присоединён фрагмент; также декорированный выжиганием. Дерево, металл, выжигание. 21,7 х 17,6 х 6,3.


Крышка, двухчастная. Выполнена В.В. Хлебниковой
№ по описи 969/1

75. Деревянная деталь
Выполнена В.В. Хлебниковой (1891-1941).Прямоугольной формы, с рельефными утолщениями. По краям декорирована выжиганием: сверху и по бокам - растительный орнамент, понизу - грибы. В центре прямоугольной формы рисунок: вырезаны контуры домов, забора. С двух сторон крышки спущены бортики, образующие угол; один из бортиков расширен, на конце имеет волнообразный изгиб и сквозное отверстие. Дерево тонированное, выжигание, резьба, роспись. 22,5 х 15,5 х 4.


Деревянная деталь. Выполнена В.В. Хлебниковой
№ по описи 969/2

76. Этюдник. П.В. Митурича
Прямоугольный корпус; на лицевой стороне - замочная скважина, металлическая ручка и две петли с крючками. Внутри - металлический корпус, разделен на три отсека. Дерево, металл. 8 х 39 х 16,5.
№ по описи 1235/1

77. Палитра. П.В. Митурича
Прямоугольной формы; с отверстием и выемкой. Дерево, металл. 37 х 14,3 х 0,4.
№ по описи 1235/2

78. Складной стул. В.В. Хлебниковой
Для работы на пленэре. Треножный, при сборке ножки складываются в одну округлой формы; сидение из ткани, треугольной формы. Дерево, ткань, металл. В сложенном виде: 64,7 х O 6.
№ по описи 1112

79. Буфет. Из семьи Хлебниковых
Двухчастный, на четырёх ножках округлой формы. В верхней части - двустворчатый, в нижней - три больших выдвижных ящика с металлическими ручками. Два утраченных фрагмента заменены гипсом. Дерево, металл, гипс. Верхняя часть: 108 х 111 х 42; нижняя часть: 97 х 112,5 х 51.
№ по описи 1409

80. Шкаф. Из семьи Хлебниковых
Для посуды. С фигурным обрамлением, с застеклённой дверцей; с тремя полками внутри. Снизу - широкое фигурное основание. Дерево, стекло, металл. 178 х 76,7 х 35,5.
№ по описи 1410

81. Столик венский. Из семьи Хлебниковых.
Для цветов. Столешница квадратной формы, с округлыми углами. Ножки высокие, округлой формы, внизу слегка выгнуты, изнутри соединены. Дерево, металл. 74,5 х 47 х 47.

Столик венский. Из семьи Хлебниковых.
Для цветов. Столешница квадратной формы, с округлыми углами. Ножки высокие, округлой формы, внизу слегка выгнуты, изнутри соединены. Дерево, металл. 76,8 х 44 х 44.
№ по описи 1411/1-2

82. Табличка дверная Прямоугольной формы, с гравировкой: "Владимиръ Алексњевичъ Хлебниковъ"; по углам четыре монтировочных отверстия. Металл, гравировка. 15 х 9 х 0,3.




Табличка дверная с именем Владимира Алексеевича Хлебникова
№ по описи 1412

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Митурич П. Записки сурового реалиста эпохи авангарда. Дневники, письма, воспоминания, статьи. М.: Литературно-художественное агентство RA, 1997. С. 85.
2. Мамаев А.А. Возвращение к истоку // Волга. 14 января 1995. № 8-9. С. 6-7.
3. Свидетельство М.П. Митурича-Хлебникова. См.: "Возвращение к истоку", ранее указ.
4. Петровский Дм. Повесть о Хлебникове. М., 1926. С. 13. (Библиотека "Огонёк". № 162).
5. Мамаев А.А. Возвращение к истоку // Волга. 14 января 1995. № 8-9. С. 8.
6. А.В. Хлебников. Письма к родным. 1905-1916 гг. // Волга (Саратов). 1987. № 9. С. 139.

ПРЕДИСЛОВИЕ. О КОЛЛЕКЦИИ М.П. МИТУРИЧА | ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА ХЛЕБНИКОВЫХ | И ДРУГИЕ КНИГИ | ПРЕДМЕТЫ БЫТА СЕМЬИ ХЛЕБНИКОВЫХ | ФАМИЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ | ПИСЬМА, ЗАПИСКИ | РИСУНКИ, ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА | ФОТОКОПИИ И КСЕРОКОПИИ | ПРОГРАММЫ, ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БИЛЕТЫ, АФИШИ (ХЛЕБНИКОВСКАЯ ТЕМАТИКА) | РАЗНОЕ |


Back to the mainpage