204. Трое, с. 46; перепеч. I, 115. Печ. по бел. автографу (ЦГАЛИ). Поэма посвящена истории Нижне-Волжского края и Астрахани; см. Парнис 1976 и ЛО 1980; Вроон 1981.
- Хаджи-Тархан старинное название Астрахани (XIII XIV вв.) согласно легенде, означает: святой или паломник, побывавший в Мекке (хаджи) и даровавший свободу (тархан) своему рабу.
- Богдо (калм. "святой") на левом берегу Волги, у оз. Баскунчак, находятся Большая и Малая Богдо. В 1883 1885 гг. отец поэта, В. А. Хлебников, был смотрителем Баскунчакского и Чапчачинского соляных промыслов, затем переведен в Калмыцкую степь попечителем Малодербетовского улуса (см. 274 277).
- Слово песни кочевое и сл. калмыцкая легенда о горе Богдо: двое святых переносили гору, освященную далай-ламой, с берегов реки Урал на Волгу, один из них, поддавшись греховной мысли, нарушил запрет и был раздавлен горой, оросившейся его кровью, отчего один ее склон всегда красный.
- Мыт линька птиц.
- Хурул ламаистский монастырь.
- Пой и пей восходит к строке: "Захарьин! Пей и пой" из стих. "Желание зимы" Г. Державина, в к-ром упомянут "астраханский" кабак; см. также примеч. 199.
- Смотрит Африкой Россия и сл.- средневековые путешественники-арабы сравнивали Волгу (Итиль) с Нилом.
- Ассирия Хл. сопоставляет с древней ассирийской культурой башни астраханского кремля и Белый город, к-рый в ХVI XVII вв. был окружен зубчатыми стенами с башнями.
- Там старец брошен престарелый противник Разина астраханский митрополит Иосиф (1597 1671) после пыток был сброшен с Раската в кремле.
- "Сарынь на кичку!" клич "Бурлаки, на нос судна!"; Хл. сближает сарынь и сарыча (ястребиного): "коршун на голову, так разбойники обрушивались на суда" (НП, 331). Ср. раннее стих. В. Каменского "Сарынь на кичку", посвящ. Хл.
- В Индию, в окно в XVII XVIII вв. в Астрахани находилась индийская торговая колония с подворьем. Ср. в неизд. декларации Хл. "Индорусский союз": "В Астрахани, соединяющей три мира арийский, индийский и каспийский, треугольнике Христа, Будды и Магомета, волею судьбы образован этот союз" (ЦГАЛИ).
- Купца суда и Надпись столетий в камней плащанице и сл. дед поэта, купец А. И. Хлебников (1801 1871), захоронен в семейной усыпальнице на городском кладбище.
- Чалмы зеленые головные уборы этого цвета носят сейиды, потомки Магомета; ср. стих. 142. В Астрахани рядом с православным кладбищем находилось мусульманское.
- Игла Сумбеки башня Сумбеки (Сююмбеки), с к-рой связано много легенд, названа по имени казанской ханши.
- И отражен спокойным тазом на голубятне устанавливался таз с водой, отражающий, как в зеркале, полет голубя в небе.
- Холм окружила Астрахань основана на Заячьем, или Долгом, холме.
- Невест восстанье и За честь свою восстала Русь "свадебный бунт", восстание стрельцов в 1705 г., вызванное реформами Петра I и слухами, что русских девушек будут выдавать замуж за "немцев".
- Ра Волга, см. примеч. 145.
- "Падам до ног" (польск.) "честь имею кланяться"; здесь в букв. знач.: "падать к ногам".
- Хвалынское летописное название Каспийского моря, в ранней ред. "звездного языка", одно из значений звука-буквы Ха смерть.
- Волынский А. П. (1689 1740) гос. деятель при Петре I, первый губернатор Астрахани (с 1719 г.), боролся с Бироном и иностранным влиянием, казнен.
- Живая смерть Олега т. е. змея, образ, восходящий к "Песни о вещем Олеге" Пушкина.
- Он с нею боролся мешками с мукой дядя поэта, Л. А. Хлебников, уговорил купцов пожертвовать мешки с мукой для спасения города от наводнения, за что был удостоен звания почетного гражданина Астрахани.
- Храм, с... колокольней Успенский собор (нач. ХVIII в.) на территории Астраханского кремля и главные Пречистенские ворота с надстроенной колокольней (кон. XIX нач. XX вв.).
- Лох дикая маслина.
- Гусяна (обл.) крытая баржа под парусом.
- И в нем имеют общих жен восточные купцы (индийцы, персы), проживавшие многие годы в Астрахани в ХVI XVIII вв., вступали во временные браки с местными женщинами.
© Электронная публикация - РВБ, 1999, 2000.
|
|