РВБ: Велимир Хлебников. Творения Версия 1.4 от 23 сентября 2000 г.

 

204. Трое, с. 46; перепеч. I, 115. Печ. по бел. автографу (ЦГАЛИ). Поэма посвящена истории Нижне-Волжского края и Астрахани; см. Парнис 1976 и ЛО 1980; Вроон 1981.

  1. Хаджи-Тархан — старинное название Астрахани (XIII — XIV вв.) согласно легенде, означает: святой или паломник, побывавший в Мекке (хаджи) и даровавший свободу (тархан) своему рабу.
  2. Богдо (калм. "святой") — на левом берегу Волги, у оз. Баскунчак, находятся Большая и Малая Богдо. В 1883 — 1885 гг. отец поэта, В. А. Хлебников, был смотрителем Баскунчакского и Чапчачинского соляных промыслов, затем переведен в Калмыцкую степь попечителем Малодербетовского улуса (см. 274277).
  3. Слово песни кочевое и сл. — калмыцкая легенда о горе Богдо: двое святых переносили гору, освященную далай-ламой, с берегов реки Урал на Волгу, один из них, поддавшись греховной мысли, нарушил запрет и был раздавлен горой, оросившейся его кровью, отчего один ее склон — всегда красный.
  4. Мыт — линька птиц.
  5. Хурул — ламаистский монастырь.
  6. Пой и пей — восходит к строке: "Захарьин! Пей и пой" из стих. "Желание зимы" Г. Державина, в к-ром упомянут "астраханский" кабак; см. также примеч. 199.
  7. Смотрит Африкой Россия и сл.- средневековые путешественники-арабы сравнивали Волгу (Итиль) с Нилом.
  8. Ассирия — Хл. сопоставляет с древней ассирийской культурой башни астраханского кремля и Белый город, к-рый в ХVI — XVII вв. был окружен зубчатыми стенами с башнями.
  9. Там старец брошен престарелый — противник Разина астраханский митрополит Иосиф (1597 — 1671) после пыток был сброшен с Раската в кремле.
  10. "Сарынь на кичку!" — клич "Бурлаки, на нос судна!"; Хл. сближает сарынь и сарыча (ястребиного): "коршун на голову, так разбойники обрушивались на суда" (НП, 331). Ср. раннее стих. В. Каменского "Сарынь на кичку", посвящ. Хл.
  11. В Индию, в окно — в XVII — XVIII вв. в Астрахани находилась индийская торговая колония с подворьем. Ср. в неизд. декларации Хл. "Индорусский союз": "В Астрахани, соединяющей три мира — арийский, индийский и каспийский, треугольнике Христа, Будды и Магомета, волею судьбы образован этот союз" (ЦГАЛИ).
  12. Купца суда и Надпись столетий в камней плащанице и сл.— дед поэта, купец А. И. Хлебников (1801 — 1871), захоронен в семейной усыпальнице на городском кладбище.
  13. Чалмы зеленые — головные уборы этого цвета носят сейиды, потомки Магомета; ср. стих. 142. В Астрахани рядом с православным кладбищем находилось мусульманское.
  14.  Игла Сумбеки — башня Сумбеки (Сююмбеки), с к-рой связано много легенд, названа по имени казанской ханши.
  15. И отражен спокойным тазом — на голубятне устанавливался таз с водой, отражающий, как в зеркале, полет голубя в небе.
  16. Холм окружила — Астрахань основана на Заячьем, или Долгом, холме.
  17. Невест восстанье и За честь свою восстала Русь — "свадебный бунт", восстание стрельцов в 1705 г., вызванное реформами Петра I и слухами, что русских девушек будут выдавать замуж за "немцев".
  18. Ра — Волга, см. примеч. 145.
  19. "Падам до ног" (польск.) — "честь имею кланяться"; здесь в букв. знач.: "падать к ногам".
  20. Хвалынское — летописное название Каспийского моря, в ранней ред. "звездного языка", одно из значений звука-буквы Ха — смерть.
  21. Волынский А. П. (1689 — 1740) — гос. деятель при Петре I, первый губернатор Астрахани (с 1719 г.), боролся с Бироном и иностранным влиянием, казнен.
  22. Живая смерть Олега — т. е. змея, образ, восходящий к "Песни о вещем Олеге" Пушкина.
  23. Он с нею боролся мешками с мукой — дядя поэта, Л. А. Хлебников, уговорил купцов пожертвовать мешки с мукой для спасения города от наводнения, за что был удостоен звания почетного гражданина Астрахани.
  24. Храм, с... колокольней — Успенский собор (нач. ХVIII в.) на территории Астраханского кремля и главные Пречистенские ворота с надстроенной колокольней (кон. XIX — нач. XX вв.).
  25. Лох — дикая маслина.
  26.  Гусяна (обл.) — крытая баржа под парусом.
  27. И в нем имеют общих жен — восточные купцы (индийцы, персы), проживавшие многие годы в Астрахани в ХVI — XVIII вв., вступали во временные браки с местными женщинами.

 

© Электронная публикация - РВБ, 1999, 2000.
РВБ