Автопортрет и автограф Велимира Хлебникова - Self-portrait and autograph of Velimir Khlebnikov Мир Велимира Хлебникова - The World of Velimir Khlebnikov Мир Велимира Хлебникова - The World of Velimir Khlebnikov Все тексты Велимира Хлебникова в алфавитном порядке - All texts of Velimir Khlebnikov in alphabetical order














Г. Ершов, М. Карасик, А. Крусанов. 2007 г. Фото С. Старкиной




Н. Нассонова, Е. Баснер. 2007 г. Фото С. Старкиной




Д. Северюхин, А. Скидан. 2007 г. Фото С. Старкиной










Написать письмо - Mail

  Софья Старкина

ОТЧЕТ О ДИСКУССИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ АВАНГАРДУ, В МУЗЕЕ РУССКОГО АВАНГАРДА В ДОМЕ МАТЮШИНА
(31 января 2007, Санкт-Петебрбург)

 

31 января 2007 года в Музее петербургского авангарда (дом Матюшина) состоялась дискуссия, посвященная проблемам современного и классического авангарда. В дискуссии приняли участие искусствоведы, сотрудники музея Е. Баснер, И. Карасик, Н. Нассонова; историки авангарда А. Крусанов, Д. Северюхин; художники В. Гостинцев, Е. Губанова, М. Карасик; поэты и критики А. Мирзаев, А. Скидан; искусствовед Г. Ершов и др.
Председателем собрания был избран А. Крусанов. В память о жарких диспутах 1910-х гг., когда в ход шли все аргументы, вплоть до "графина по голове", председателю был вручен графин с водой, стакан и колокольчик. Правда, в 2007 диспут получился достаточно мирным, так что к крайним мерам прибегать не при-шлось. Но, так как подобные собрания будут проходить в музее регулярно, можно ожидать, что эти предметы еще пригодятся.
Дискуссию открыла Е. БАСНЕР. Открытие Музея авангарда - событие, которое требует осмысления (или переосмысления) сущности всего этого движения. В год столетия авангарда пора бы выяснить, что же такое авангард и где его границы. В настоящее время термин "авангард" употребляется слишком часто. В результате это понятие опошлилось, замызгалось, границы его размы-лись так, что почти перестали ощущаться. Появились термины "предавангард", "поставангард" и даже такое contradictio in adjecto, как "неавангардные художники внутри авангардного движения".
На это И. КАРАСИК возразил, что, говоря об авангарде, мы все же понимаем, что речь идет преимущественно о русском искусстве (на Западе применяют более общий термин "модернизм") первой трети ХХ века, и охватывается этим понятием достаточно определенный круг художников.
В дальнейшем для того, чтобы более четко определить, о чем же идет речь, собравшиеся решили в качестве квинтэссенции авангарда рассматривать творчество К. Малевича, а в литературе - В. Хлебникова.
В. ГОСТИНЦЕВ обратился к этимологии слова "авангард", в частности, к военной терминологии, откуда оно и было заимствовано. Авангард есть передовой отряд, за которым продвигается основное войско. У него достаточно четкая и узкая задача, выполнив которую, авангард более становится не нужен. В военном деле нет того пафоса, который получило это понятие в жизни социальной.
После этого А. СКИДАН попытался уточнить предмет спора: хотят ли собравшиеся понять ситуацию, сложившуюся "здесь и сейчас", или пытаются произвести ревизию термина? На что участники дискуссии ответили, что для них важны обе задачи.
Следующее определение сущности авангарда предложил Д. СЕВЕРЮХИН. По его мнению, имеет смысл со- и противопоставить явления авангарда и салона. Авангард (в том числе современный) - это прежде всего инновация, поиск, апробация новых методов в искусстве. Салон же есть адаптация найденного.
А. КРУСАНОВ обратил внимание на то, что в русском языке слово "авангард" в его социальном значении появилось еще в конце XIX в., и круг понятий, к которым оно применялось, был чрезвычайно широк. Так, поляков называли "авангардом инородцев" в России.
Е. ГУБАНОВА постаралась уточнить эту мысль: таким образом, общее значение авангарда в ту эпоху - его направленность, движе-ние вперед. Авангард есть вектор развития. В настоящее время эта направленность вперед исчезает, идет расширение авангарда.
На это М. КАРАСИК возразил, что в качестве художественной практики авангард сейчас просто нельзя рассматривать, так как это была достаточно замкнутая система, определенная школа в русском искусстве.
Далее в дискуссии обсуждалась тема авангарда и традиции, границ авангардного движения, проблема насильственного прерывания и / или внутренней исчерпанности авангарда. По мнению А. КРУСАНОВА, решение данной проблемы достаточно простое: авангард есть наименование, собственное имя совершенно определенного явления, подобно тому, как именем является для нас, например, вторая мировая война.
Г. ЕРШОВ попытался повернуть дискуссию в другое русло. Он обратился к связи русского авангарда с религией, к мессианским интенциям авангарда. Характерно, что в следующем сразу за ним выступлении (Д. СЕВЕРЮХИН) прозвучали такие актуальные сейчас понятия, как "рынок" и "потребности рынка". Как правило, художнику, нашедшему удачное решение, уже трудно бывает отказаться от использования раз найденного приема. Это относится даже к таким столпам авангарда, как К. Малевич. Таких примеров, чтобы художник постоянно занимался поиском нового и чтобы в этом состоял "социальный заказ", совсем немного. Едва ли не единственным приходится признать П. Пикассо.
Далее дискуссия вернулась к определению границ авангарда. Свое выступление продолжил Д. Северюхин. Конечно, эпатаж, эпатажный жест - неотъемлемая часть движения авангарда. И в какой-то мере авангардисты - передвижники (выход из Академии вполне был жестом в духе авангарда), еще раньше авангардистом стал К. Брюллов, тоже покинувший Академию. Е. БАСНЕР заметила, что к авангардистам в таком понимании можно отнести и Екатерину II, и Ивана Грозного. Понятно, что этот список может быть продолжен. И все же авангардизм не исчерпывается эпатажем и жестом. Пластически те же передвижники оставались академистами.
Продолжая и развивая тему границ, А. СКИДАН отметил важную, принципиальную для авангарда вещь: авангард постоянно ставит под вопрос границу между искусством и неискусством, постоянно расширяет границы искусства, захватывая все новые и новые территории. Отсюда - теснейшая связь искусства авангарда с политикой, его ангажированность. Авангард - всегда идеология, постоянная идеологическая война.
Таким образом, дискуссия вернулась - уже на новом витке и на новом уровне - к своему началу. Вновь встал вопрос о роли и месте Музея авангарда в современном обществе.
Конечно, об итогах дискуссии можно говорить с достаточной долей условности, ведь авангард, как отмечал Р.В. Дуганов, "стремится быть вечным началом". "Всё хорошо, что хорошо начинается! - А кончается? - Конца не будет", - говорится в начале оперы "Победа над солнцем" (либретто А. Крученых, музыка М. Матюшина, сценография К. Малевича, репетиции в 1913 г. проходили в этом доме). "Мир погибнет, а нам нет конца", - этими словами пьеса заканчивается.
Применительно к дискуссии о сущности и судьбе авангарда тоже можно сказать, что конца ей, вероятно не будет. И позиция Музея авангарда, как сказала в заключение Е. БАСНЕР, очень уязвима. Спорен вообще вопрос о возможности музеефикации авангарда. Но в этой слабости заключена и сила, и некий положительный заряд. Всё только начинается!

О МУЗЕЕ РУССКОГО АВАНГАРДА >>

ДРУГИЕ НОВОСТИ

 


Back to the mainpage
 Сайт создан при поддержке Российского  Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ)
 Составитель и редактор - София Вячеславовна Старкина
 Дизайн, верстка, администрирование - Валерия Акулова © 2005-2007 гг.