Автопортрет и автограф Велимира Хлебникова - Self-portrait and autograph of Velimir Khlebnikov Мир Велимира Хлебникова - The World of Velimir Khlebnikov Мир Велимира Хлебникова - The World of Velimir Khlebnikov Все тексты Велимира Хлебникова в алфавитном порядке - All texts of Velimir Khlebnikov in alphabetical order

 


19-21 СЕНТЯБРЯ 2005 Г. в Пушкинском Доме открывается КОНФЕРЕНЦИЯ ПО АВАНГАРДУ


Программа конференции:

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (Пушкинский Дом)
СТИЛЬ В ХХ ВЕКЕ (ЦИКЛ СЕМИНАРОВ)
19 – 21 сентября 2005
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ АВАНГАРД: ОТ ГРАНИЦ ЯВЛЕНИЯ К ГРАНИЦАМ ТЕРМИНА. Первый семинар. Санкт-Петербург 2005.

  • 19 сентября 2005. Понедельник
    Утреннее заседание. 11.00
    Открытие семинара.

    Вступительное слово зам. директора ИРЛИ РАН д.ф.н. В.А. Котельникова

    Сажин Валерий Николаевич (к.ф.н., Санкт-Петербург) Обэриуты, чинари... Мания классификации, или Так делается наука Возникает сомнение в том, что некоторые общепринятые обозначения литературных явлений всегда адекватны самим этим явлениям. Приобретшая в начале XX века гомерические размеры мода на литературные группировки предоставила соблазнительный комфорт исследователям основывать свои научные построения, оперируя как будто специально для них созданными литературными формами и формулами...

    Ходель Роберт (д.ф.н., проф., Швейцария – Германия, Университет в Гамбурге) Разграничение модернизма и авангарда в русской прозе Ключевой признак, на основании которого производится классификация, – степень «миметичности». К какой концепции, однако, отнести прозу А. Ремизова, А. Белого, М. Горького, Е. Замятина? Ответить на этот вопрос поможет рассмотрение рецепции Достоевского во Франции и Германии в период 1880 – 1920?х годов. Нас будет интересовать лишь один аспект, игравший, впрочем, в манифестах авангарда чрезвычайно важную роль, – синтаксис.

    Лохер Ян Петер (д.ф.н., проф., Швейцария, Бернский университет) Аспекты литературного авангарда в русской, чешской и литовской традициях Когда появился авангард? Мнение о том, что – на рубеже XIX и XX столетия, может быть оспорено. В некотором отношении дату его рождения следовало бы сдвинуть на полвека позже. По крайней мере...

    Кобринский Александр Аркадьевич (д.ф.н., проф., Санкт-Петербург, РГПУ) Слово и дело в русском авангарде. Драка как элемент эстетики В докладе делается попытка рассмотреть степень размывания границы между бытом и эстетикой в русском авангарде начала ХХ века на примере столь крайней степени литературного скандала, как драка. Выясняется, что авангардное самосознание заставляет участников драки одновременно находиться в двух знаковых системах, в результате чего эстетизации подвергается сам процесс драки, который является по определению максимально спонтанным, неуправляемым и по своим целям находится ровно на противоположном от искусства полюсе.


  • 19 сентября 2005. Понедельник
    Вечернее заседание. 15.00 *

    Мирзаев Арсен Магомедович (поэт, критик, Почетный председатель общества любителей Изабеллы. Санкт-Петербург) Русский литературный авангард: классика и современность Настало время говорить о том, что авангардные течения и группы 1-й трети ХХ века – настоящее классическое наследие. И в этом ракурсе взглянуть на современных авторов, работающих в авангардном ключе: кто из них «наследник» Хлебникова-Крученых-Гуро-Бурлюка-Малевича-Ларионова-Филонова, etc. – а кто примыкает к стану «иконоборцев» и пытается писать так, будто до них никого не было.

    Грачева Алла Михайловна (д.ф.н., Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН) Реалии ассамблажа в романе А. Ремизова «Взвихренная Русь» Творческий путь А. Ремизова не укладывается в рамки авангарда. Ремизов скорее «перешагивал» через направления, чем был адептом единственного. Однако «Взвихренная Русь» – произведение несомненно авангардное... Мы остановимся лишь на одном моменте: «обезьянья тема», истоки...

    Иванов Виктор Германович (аспирант, Новосибирск, НГПУ) К проблеме границ авангардного текста: А. Крученых «Баллада о яде Корморане» Традиционный текст предполагает такое отношение автор/читатель, в котором последний готов к восприятию известных ему интерпретационных кодов, в рамках существующего канона и известных жанров. В авангардном тексте создается новый канон, новый язык, старые коды отбрасываются, подвергаются расслоению, разжижению. Читателю предлагается самому определить ключи к новому шифру...


  • 20 сентября 2005. Вторник
    Утреннее заседание. 11.00

    Кагановская Лилия (д.ф.н., США, Университет Иллинойса, Урбана-Шампейн) Конец немого авангарда Кинематограф. Вопрос звука как вопрос конца авангарда. Фильм Г. Козинцева и Л. Трауберга «Одна» (1931 г.) с точки зрения перехода кинематографа на звуковую запись. Работа Б. Эйхенбаума о киностилистике, в которой описывается «внутренная речь» зрителя. Идея «соборности» и вопрос «чужого слова» – звуковое кино как речь «другого». Б. Эйхенбаум, М. Бахтин, В. Волошинов, Л. Альтуссер, Ж. Лакан.

    Березовчук Лариса Николаевна (канд. иск., Санкт-Петербург, Российский институт истории искусств) Авангард: музыка в литературе? Мнение о том, что классический авангард воплотил синтез музыки и слова, разных видов искусств, небесспорен. Манифесты лишь создают иллюзию, что этот синтез был осуществлен. И все же – возможен ли он? Как он в действительности происходит? Каковы его онтологические предпосылки? Поговорим о проблеме соотношения речевого звука и музыкального тона, о партитурных записях А. Чичерина, о беспомощности авангарда в его ориентации на музыку...

    Федоров Владимир Сергеевич (к.ф.н., Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН) Русский авангард: термины, основные черты и проблемы Два понимания русского авангарда. Обобщенное: название экспериментальных течений. Конкретное: особенность авангарда по сравнению с модернизмом. Отличие русского авангарда от западноевропейского. Единство авангардных направлений. В. Кандинский об идее «внутренней тождественности средств искусства».

    Малыгина Нина Михайловна (д.ф.н., проф., Московский педагогический университет) Проза А. Платонова в контексте искусства авангарда В прозе Платонова обнаруживаются многие черты авангарда. Платонов осознанно принял эту эстетику. Центральный символ авангардной живописи и архитектуры становится центром повествования в «Котловане» и других текстах. Образы «Мистерии-Буфф» воспроизводятся и пародируются в «Чевенгуре» и «Ноевом ковчеге». Многие картины художников авангарда воспринимаются как иллюстрации к прозе Платонова. Тема – неисчерпаема.

  • 20 сентября 2005. Вторник
    Вечернее заседание. 15.00

    Барскова Полина Юрьевна (Университет Калифорнии в Беркли) Авангард играет в прятки или маргинальность как приём Ленинград конца 1920-х: К. Вагинов, В. Каверин, Е. Полонская. Каковы были методы коллаборации и выживания авторов этой ветви авангарда в новой советской ситуации? Как складывалась стилистика направления?

    Геллер Леонид (д.ф.н., проф., Франция – Швейцария, Университет в Лозанне) Проблема авангарда Несколько слов о разнице между модернизмом и авангардом и о субверсивности, которая обычно, и не без резона, приписывается авангардному движению.

    Вьюгин Валерий Юрьевич (к.ф.н., Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН) Корень смысла: «авангард» в «теории иносказания» Эволюция искусства представляет собой постоянное возвратное движение от мимезиса к символу, от символа к мимезису. Всякое произведение может рассматриваться в его отношении к иносказанию. Что представляет собой «авангард» в данной перспективе? Д. Хармс, В. Хлебников, М. Зощенко, А. Платонов... – кто и почему настоящий авангардист?

  • 21 сентября 2005. Среда
    Утреннее заседание. 11.00

    Грякалов Алексей Алексеевич (д.флс.н., проф., Санкт-Петербург, РГПУ) Феномен авангардного философствования Анализ исходных установок авангардного опыта. «Авангард» и «философия жизни». Логика «другости» в авангарде. Кубофутуризм/формализм, формизм/феноменология, чешский структурализм/сюрреализм, «новая критика»/«новый роман»...

    Гюнтер Ганс (д.ф.н., проф., Германия, Университет в Билефельде) Странствования остранения Остранение как центральный принцип авангардной эстетики... Шкловский и другие понимали остранение в плане чисто эстетического восприятия. Но с самого начала существовала и вторая, подспудная линия в определении остранения – критически-познавательная... Эта линия «снятия покровов» занимает видное место у А. Шопенгауера, Л.Толстого, В. Воррингера и В. Кандинского. Известный вариант такого подхода представляет «V-Effekt» Б. Брехта...

    Иоффе Денис (докторант, Голландия, Университет в Амстердаме) Жизнетворчество русского модернизма: символизм и авангард как эстетико-концептуальный континуум Одним из важнейших связующих звеньев между символизмом и авангардом является концепт жизнетворчества, служащий построению новой и самодостаточной модернистской эстетики. Для понимания сути литературно- и окололитературных практик, господствовавших в русском жизнетворческом модернизме, следует уточнить такие понятия, как «литературный характер», «литературная личность», «художественный персонаж».

  • 21 сентября 2005. Среда
    Вечернее заседание. 14.00

    Грякалова Наталья Юрьевна (д.ф.н., Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН) Энтузиасты. Модернистский тезаурус и присвоения дискурса «Энтузиаст» в раннем символизме, футуризме и социалистическом искусстве. Статус данной лексемы в модернистском тезаурусе позволяет наметить разделительные линии в литературном и идеологическом поле... «Дневник одинокого энтузиаста» А. Волынского, «Путь энтузиаста. Автобиографическая книга» В. Каменского и «Марш энтузиастов»...

    Колесникова Елена Ивановна (к.ф.н., Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН) Авангардный проект и поставангардная литературная практика Главное из манифестов авангарда: примат средств выражения над означаемым, «сдвиг конструкции», проекционизм за счет научно-технического прогресса, повышенная витальность... Может ли все это помочь провести грань между авангардом и «другим»?

    Цымбал Ярина Владимировна (к.ф.н, Киев, Институт литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины) Григорий Петников и Майк Йогансен: две литературы – два авангарда? Харьков объединяет русский и украинский авангард. Эта непростая связь двух национальных литератур с очевидностью прослеживается в творчестве Григория Петникова и Майка Йогансена – на уровне поэтики, эстетики, тематики...


Регламент: выступление – 20 мин обсуждение – 15 мин
Адрес: Санкт-Петербург, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом) Наб. Макарова, д. 4. Проезд: ст. метро «Невский проспект» тролл. 1,7,10 (до Биржевой пл. или Университетской наб.) марш. такси 141, 209 (до наб. Макарова)
Оргкомитет семинара (ИРЛИ РАН): д.ф.н. Н.Ю. Грякалова д.ф.н. В.А. Котельников д.ф.н. В.П. Муромский Председатель оргкомитета: к.ф.н. В.Ю. Вьюгин
Консультационный совет: д.ф.н., проф. Г. Гюнтер (Университет в Билефельде, Германия) чл. корр. РАН, д.ф.н. Н.В. Корниенко (ИМЛИ РАН) д.ф.н., проф. Э. Найман (Университет в Калифорнии, Беркли, США) д.ф.н., проф. Р. Ходель (Швейцария – Германия, Университет в Гамбурге)


ДРУГИЕ НОВОСТИ

 

Написать письмо - Mail


Back to the mainpage
 Сайт создан при поддержке Российского  Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ)
 Составитель и редактор София Вячеславовна Старкина
 Дизайн, верстка, администрирование Валерия Акулова © 2005 г.