Свой маршрут мы начнём от Тайницкой башни Казанского Кремля. Она находится с северной стороны крепости на берегу реки Казанки. На фотографии она на переднем плане слева, квадратная, приземистая, с трёхъярусной шатровой крышей, увенчанной символом объекта культурного наследия Юнеско (ромб, вписанный в окружность).
Правее башни мы видим старинное двухъярусное здание дворцовой церкви, а дальше и выше - красавицу башню Сююмбике - символ города Казани.
Эту панораму увидел юный гимназист Виктор Хлебников по приезде в Казань из Симбирска в 1898 году, так как именно она открывается путешественнику, прибывающему в наш город с запада или с юга.
И мы имеем право предполагать, что именно ей посвящены строки Хлебникова:
Ты видишь город стройный, белый,
И вид приволжского кремля?
Хотя их также можно отнести и к Астраханскому Кремлю.
ПАНОРАМА КАЗАНИ
Если мы станем обходить кремлёвский холм вправо от Тайницкой башни (против часовой стрелки), то скоро перед нами предстанет следующая панорама:
КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ
В центре панорамы мы видим круглую угловую Юго-Западную башню, справа - выразительную ступенчатую Спасскую башню с часами - южный вход в Кремль, а слева, за шатром проездной Воскресенской башни - купол и шесть минаретов мечети Кул-Шариф. Этой мечети Хлебников видеть не мог, так как её построили на рубеже 20 века в память о разрушенной здесь мечети войсками Ивана Грозного. Но и во время казанского периода своей жизни Виктор Хлебников мог наблюдать не менее 15 мечетей в нашем городе. Поэтому следующие его строки вполне могли быть навеяны казанскими впечатлениями:
Мечеть и храм несет низина
И видит скорбь в уделе нашем
Красив и дик, зов муэдзина
Зовет народы к новым кашам.
С булыжником там белена
На площади ясной дружила,
И башнями стройно стена
И город и холм окружила.
А уж о красавице башне Сююмбике, к которой мы с вами можем подойти близко, зайдя в Кремль, поэт говорит открытым текстом:
Казани страж - игла Сумбеки,
Там лились слез и крови реки.
БАШНЯ СЮЮМБИКЕ
Если вы приедете в Казань, то вам обязательно расскажут романтичные легенды об этой башне, которую все казанцы знают с детства:
Название башни связано с именем казанской царицы Сююмбике, дочери ногайского мурзы Юсуфа и жены трех последних казанских царей: Джан-Али, Сафа-Гирея и Шах-Али. Она была привезена в Казань в 1532 г. и здесь находилась до 1551 г., когда вместе с малолетним сыном Утямыш-Гиреем была отправлена в Москву. По описанию очевидцев, "народ казанский с большой скорбью проводил царицу", мечеть же, где был погребен оплакиваемый ею муж Сафа-Гирей, была названа мечетью Сююмбике. Возможно, остатки мечети находились рядом с позднее построенной башней, на которую традиционно и перешло название.
Есть и более поэтические легенды о названии башни. Одна из них гласит, что Иван Грозный, услышав о красоте и обаянии казанской царицы Сююмбике, прислал в Казань послов с предложением ей стать московской царицей. Но гордая Сююмбике отвергла царскую руку. Разгневанный царь пришел с огромным войском под город, осадил его. Тогда красавица согласилась выйти замуж, но в качестве свадебного подарка попросила построить за семь дней в Казани самую высокую башню. Началось спешное строительство: в первый день построили первый, самый большой по размерам, ярус, во второй день второй и т. д. Наконец, к исходу седьмого дня башня была построена, и начался свадебный пир. Сююмбике попросила разрешение подняться на самый верх башни, чтобы обозреть город и попрощаться с его горожанами. Когда царица поднялась на башню, то, не имея сил расстаться со ставшим ей близким и родным городом, она бросилась вниз, на острые камни. Народ в память о последней казанской царице назвал башню её именем.
Ныне силуэт башни часто используется как архитектурная эмблема города: ее мы видим на открытках, значках, сувенирных изделиях. Башня Казанского вокзала в Москве более или менее точно воспроизводит башню Сююмбике, что, очевидно, по замыслу архитектора, должно было указывать направление железной дороги.
Рядом с башней Сююмбике находятся руины гробниц казанских ханов ("У усыпальницы - предков гробницы" В. Хлебников).
Если мы вернёмся на площадь перед Спасской башней Кремля (сейчас она называется площадью Первого Мая), то одно из исторических событий, свершившихся здесь, тоже нашло отражение в стихах Хлебникова:
Мила, мила нам пугачевщина,
Казак с серьгой и темным ухом.
Она знакома нам по слухам.
Тогда воинственно ножовщина
Боролась с немцем и треухом.
Именно на этой площади в июле 1774 года шёл ожесточённый бой армии Пугачёва за Казанский Кремль. Стены Кремля обстреливались пушками, из каземата (ныне здание Национального музея РТ) вывели заключённых, среди которых была жена Пугачёва с тремя детьми. Старший сын Трофим, 11 лет, узнал отца. А Пугачев, выдававший себя за царя Петра III, громко приказал: "Отведите семью казака Пугачева на Арское поле и обойдитесь с ними ласково."
"Так бедный колодник, за год тому бежавший из Казани, отпраздновал свое возвращение! Тюремный двор, где ожидал он плетей и каторги, был им сожжен, а невольники, его недавние товарищи, выпущены. В казармах содержалась уже несколько месяцев казачка Софья Пугачева с тремя своими детьми. Самозванец, увидя их, сказывают, заплакал; но не изменил самому себе. Он велел их отвести в лагерь, сказав, как уверяют: "Я ее знаю; муж ее оказал мне великую услугу". (А.С. Пушкин. История Пугачёва)
Отсюда на следующий день началось поражение Пугачёвской армии, а вскоре после его пленения и казни состоялась гражданская казнь в Казани на этой площади.
В 1833 г. сюда приезжал А.С.Пушкин, осматривал стены и башни Кремля, расспрашивал оставшихся в живых очевидцев, собирая материал для "Истории Пугачёва" и "Капитанской дочки".
Мог ли знать обо всём этом Хлебников-гимназист и Хлебников- студент? Напомним, что в 1899 году, когда Виктор учился в 4 классе гимназии, вся Россия отмечала 100-летний юбилей Пушкина, а так как в Казани Пушкин провёл всего лишь 3 дня в 1833 году с конкретной целью, то учителя гимназии должны были в своих беседах упоминать и о визите Пушкина, и о "пугачёвщине" в Казани.
Теперь двинемся от Спасской башни в том же направлении - против часовой стрелки. Под восточной кремлёвской стеной нам встретится двухэтажное здание городской онкологической больницы.
В этом здании находилась городская Пересыльная тюрьма, в которой пришлось провести один месяц Велимиру Хлебникову в конце 1903 года из-за участия в студенческих волнениях. Вот, что он писал родителям, находясь здесь:
"Дорогая мама и дорогой папа! Я не писал оттого, что думал, что кто-нибудь придет на свидание. Теперь осталось уже немного - дней пять - а может, и того еще меньше и время идет быстро... я недавно занялся рисованием на стене и срисовывал из "Жизни" портрет (неразб.) и еще две головы, но так как это оказалось нарушением тюремных правил, то я их стер... Я занимался на днях физикой и прочел больше 100 страниц, сегодня читаю Минто....Из анализа я прочел больше половины... Целую всех - Катю, Шуру, Веру, - скоро увидимся. Витя. Казань, Пересыльная тюрьма, 3.12.03". (Е.Р.Арензон, современный исследователь творчества Хлебникова, расшифровал неразборчивое слово в письме арестованного студента, и утверждает, что на стене камеры Хлебников нарисовал портрет Герцена).
ГОРОДСКАЯ ОНОКОЛОГИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА (в прошлом - Городская Пересыльная тюрьма)
Недалеко от восточной стены Казанского Кремля находится место обретения Казанской иконы Божьей матери. На этом месте в 16 веке был основан Казанский Богородицкий женский монастырь.
Знаменитая Казанская икона Божьей матери, спасительница России от поляков в 1612 г., хранилась в этом монастыре с момента обретения до дерзкого её похищения в 1904 году. Хлебников в это время был студентом Казанского университета, хотя летом 1904 года уезжал в Москву. Похищение и уничтожение иконы всколыхнуло весь город, и не эти ли события перекликаются со строками, написанными в 1922 году:
…И если Вила умчала золотые
чувалы Казани,
Ищите на это в Виле и Лешем
Вовремя данные мной указания…
Мы предполагаем, что под "золотыми чувалами" можно подразумевать драгоценный оклад Казанской чудотворной иконы.
КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Первоначальный вид Современный вид
Когда в Казани был Пугачёв, здесь, на паперти монастыря был зверски убит пугачёвцами престарелый генерал-майор Кудрявцев, о чём упоминает А.С.Пушкин в "Истории Пугачёва":
"Состояние Казани было ужасно: из двух тысяч осьмисот шестидесяти семи домов, в ней находившихся, две тысячи пятьдесят семь сгорело. Двадцать пять церквей и три монастыря также сгорели. Гостиный двор и остальные дома, церкви и монастыри были разграблены. Найдено до трехсот убитых и раненых обывателей; около пятисот пропало без вести. В числе убитых находился директор гимназии Каниц, несколько учителей и учеников и полковник Родионов. Генерал-майор Кудрявцев, старик стодесятилетний, не хотел скрыться в крепость, несмотря на всевозможные увещания. Он на коленах молился в Казанском девичьем монастыре. Вбежало несколько грабителей. Он стал их увещевать. Злодеи умертвили его на церковной паперти."
А теперь прочтём строки Велимира Хлебникова о "стройном, белом городе" уже с продолжением:
Ты видишь город стройный, белый,
И вид приволжского кремля?
Там кровью полита земля,
Там старец брошен престарелый,
Набату страшному внемля.
Хотя подобная история произошла и в Астрахани во время восстания Степана Разина, нам кажется, что события города детства поэта, совпавшего с юбилеем Пушкина, ему должны быть ближе.
Итак, мы рассмотрели объекты, расположенные в Казанском Кремле и вокруг него, так или иначе связанные с творчеством Велимира Хлебникова, а теперь пойдём по тем улицам города, по которым ступала нога этого удивительного человека.
Площадь перед Спасской башней сейчас носит название площадь Первого Мая, а 100 лет назад она называлась площадью Александра Второго. Примерно там, где сейчас мы видим памятник поэту-герою Мусе Джалиля, стоял памятник царю-освободителю Александру Второму.
В угловом здании бывшего Гостиного двора с 1898 года по сей день находится краеведческий музей. В те времена, когда семья Хлебниковых жила в Казани (1898 - 1908 гг), этот музей назывался городским, сейчас это - Национальный музей Республики Татарстан, объединяющий множество филиалов, расположенных в Казани, в городах и сёлах республики.
Напротив музея - здание бывшей городской думы (с балконом над входом), а далее, через дом, длинное двухэтажное угловое здание - дом, в котором в начале 20 века работал и жил доктор "по кожным и венерическим болезням" Иван Евграфович Дамперов, близкий друг семьи Хлебниковых. Местонахождение дома установлено нами с помощью анализа адресных календарей. В казанской адресной книге за 1899 год Дамперов Иван Евграфович числится по адресу: ул. Воскресенская, дом Болдырева. Он является распорядителем Казанского общества охоты и преподавателем Казанской Земской фельдшерской школы. В адресной книге за 1906 указано, что И.Е.Дамперов в том же доме Болдырева на улице Воскресенской ведёт приём по накожным и венерическим болезням с 9 до 10 часов утра и с 5 до 6 часов вечера.
ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД СПАССКОЙ БАШНЕЙ
Дом Болдырева на улице Воскресенской сохранился, сейчас он имеет адрес ул.Кремлёвская, д. 7. В настоящее время там располагается одно из зданий исполкома г.Казани.
ДОМ БОЛДЫРЕВА НА ВОСКРЕСЕНСКОЙ
В настоящее время в этом здании расположено управление кадровой политики Исполнительного комитета г.Казани.
Обитатели этого дома изображены на следующей фотографии:
А мы с вами двигаемся по улице Кремлёвской, удаляясь от Кремля, проходим мимо здания Национального музея, рассматриваем с противоположной стороны дом, где жили Дамперовы, минуем перекрёсток и движемся вдоль длинного здания, занимающего весь квартал.
Это здание бывшей духовной семинарии. Сейчас в нём находится геологический факультет КГУ. Внешне это здание почти не изменилось за последние 100 лет.
ЗДАНИЕ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (ныне Геологический факультет КГУ)
Первоначальный вид Современный вид
Повернув за угол и пройдя несколько шагов, мы подходим к старинному Петропавловскому собору, построенному в честь приезда в Казань Петра 1 в 1722 году.
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
От собора отходит Петропавловский переулок (ныне ул.Ш.Рахматуллина), в самом начале его находится здание Мариинской гимназии, в которой учились Катя и Вера Хлебниковы, Варя и Оля Дамперовы.
МАРИИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ
Младшей сестре Велимира, Вере, не нравилось учиться в гимназии, об этом она, в последствии известная художница, писала так: "в больших мёртвых классах с забеленными окнами вдруг жутко стало после зелёного ландышевого леса, земляничного, летнего, такого встречного, такого улыбающегося.." На уроках раздавалось: "Хлебникова, где Вы, в облаках?" В ответ звучало спокойное: "Я рисую". В Национальном архиве РТ мы обнаружили табеля с отметками Веры Хлебниковой, а также Варвары и Ольги Дамперовых.
Из табелей Веры Хлебниковой следует, что поступила она в гимназию в августе 1899 года в старший приготовительный класс, затем исправно переходила из класса в класс до пятого класса, а в пятом классе оказалась неаттестованной из-за частых пропусков занятий и была оставлена на второй год. В августе 1905 по прошению матери Вере было выдано свидетельство об окончании 4х классов гимназии с отличной отметкой по Закону Божьему, хорошими - по естественной истории и рукоделию, и удовлетворительными по русскому языку, математике, географии, истории, французскому языку и чистописанию.
Благодаря гимназическим табелям нам удалось уточнить дату рождения Веры Хлебниковой. Это 20 марта 1890 года. Такая дата стоит в табеле за первый и за пятый классы, табеля заполнены разными почерками, стало быть, разными классными дамами. Мы обращаем внимание на дату рождения Веры потому, что она не совпадает с датой из послужного списка отца.
В архиве Мариинской гимназии имеются также школьные табеля девочек Дамперовых Варвары и Ольги. Варвара, которую называют первой любовью Велимира, родилась 29 ноября 1887 года, в гимназию поступила в один год с Верой, (1899 г). во второй класс. По постановлению педагогического Совета от 27 мая 1905 года Варваре Дамперовой был выдан аттестат об окончании семи классов гимназии с пятёрками по Закону Божьему, физике и географии; четвёрками по русскому, математике, истории, педагогике, немецкому, кройке и рисованию, и тройками по французскому, рукоделию и чистописанию.
Мариинскую гимназию также окончила и старшая сестра Велимира - Катя.
В настоящее время в здании Мариинской гимназии располагается лицей при Казанском государственном университете.
Двигаясь по улице Кремлёвской, мы приближаемся к учебным зданиям Казанского государственного университета. Первым нам встречается высотное здание физического факультета. На этом месте в начале 20 века располагался полицейский участок с пожарной каланчой, в который завели студентов - участников беспорядков 5 ноября 1903 года, среди которых был студент-первокурсник физико-математического факультета Виктор Хлебников (Хлебников писал: " и нас отвели в здание с пожарной каланчой"…).
ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Напротив физфака ныне расположено здание химического факультета КГУ, а во времена Хлебникова здесь возвышался величественный Воскресенский собор, давший название нынешней Кремлёвской улице - Воскресенская.
ЗДАНИЕ ХИМФАКА и ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР
Здание химфака КГУ Воскресенский собор
Далее мы подходим к кварталу, который занимает университетский городок. С левой стороны мы видим сквер с памятником великому учёному математику, ректору Казанского университета, Николаю Ивановичу Лобачевскому.
ПАМЯТНИК ЛОБАЧЕВСКОМУ
Напротив сквера Лобачевского расположено главное здание Казанского университета - alma mater казанских студентов двух последних веков.
КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Велимир Хлебников учился здесь в 1903-1904 г. и в 1905-1908 гг. Первый учебный семестр закончился студенческими волнениями "Нас не била плеть, но плеть свистала над нашей спиной. Четвертого "ноября" прошлого года мы мирно беседовали в этот час у самовара, пятого мы пели, мы стояли спокойно у дверей нашей Alma mater, а шестого мы уже сидели в Пересыльной тюрьме. Вот то мое прошлое, которым я горд."
В 1905 году Хлебников вместе с братом Александром был командирован в экспедицию на Урал, на Павдинскую дачу для сбора чучел и шкурок птиц.
Шкурки и чучела должны храниться в Зоологическом музее университета, который находится на втором этаже в левом крыле здания.
Здесь была опубликована его первая научная статья. " О нахождении кукушки….", которая хранится в отделе редких книг и рукописей университетской библиотеки и уже подготовлена для переиздания.
Существуют воспоминания о Хлебникове Екатерины Неймаер, в которых она вспоминает, как обсуждала с Хлебниковым в Харькове свои казанские впечатления и, в частности, "чугунные плиты университета": "Узнав, что я путешествовала по Волге, была в Казани, спросил: что мне там понравилось? Помню, меня поразили чугунные плиты университета. Плиты пели. Словно на разных нотах шел звук: от шагов быстро идущих - в одной тональности, под дамскими каблуками - в другой. Все это казалось неожиданно волшебным." Сейчас в университете таких музыкальных плит нет.
Итак, если мы обернёмся назад и охватим взором всю улицу Кремлёвскую, которую мы с Вами прошли, мы можем представить себе впечатления от этой улицы юного Хлебникова, которые он высказал в неоконченном отрывке "Лев": "…я вспомнил одну улицу в Казани, узкую, белую от солнца, палящего ноги вдали черной коннице, несущейся на нас." Конница неслась со стороны Кремля к университету.
В тексте полицейского донесения о событиях 5 ноября 1903 году говорится, что среди студентов слышались крики "К театру, к театру. Там споём" и часть студентов направилась к старой клинике.
А это здание и по сей день выглядит так же, но в ней расположено несколько научно-исследовательских институтов, входящих в состав университета. Оно расположено напротив левого крыла университета.
СТАРАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КЛИНИКА
Сейчас и мы с вами пройдём мимо старой университетской клиники и по улице Нужина, бывшей Университетской спустимся на улицу Пушкина. По ул.Пушкина мы пройдём мимо памятника химику Бутлерову, работавшему в Казанском университете, мимо здания с мемориальной доской, где в ночлежке "Марусовке" проходил свои "университеты" Горький, пройдём мимо Ленинского сада - бывшей Николаевской площади, о которой писал Горький: "Если б мне предложили: "Иди, учись, но за это, по воскресеньям, на Николаевской площади мы будем бить тебя палками" - я , наверное, принял бы это условие"
ЛЕНИНСКИЙ САД
Это территория Ленинского сада, на месте бывшей Николаевской площади, через который мы проходим к улице Пушкина, затем минуем ночлежный дом "Марусовку", в котором жил Горький в юности, попадаем на улицу Горького, проходим мимо музея Горького.
В подвале этого дома находится мемориальная пекарня, в которой работал Алексей Пешков.
Во времена Хлебникова на этих зданиях не было мемориальных досок, но сам Горький был уже широко известен и студент Хлебников послал ему свою пьесу "Елена Гордячкина", обратившись к Алексею Максимовичу так: "Уважаемый и дорогой писатель"
Вера Хлебникова вспоминала, что когда Виктор получил ответ от Горького, "вид у него был гордый и радостный", несмотря на то, что его рукопись была перечёркнута во многих местах красным карандашом.
Двигаясь по улице Горького мы приближаемся к зданию Художественной школы на улице К.Маркса. Сейчас в нём находится Казанское художественное училище, в 20 веке долгое время было учебное здание Казанского авиационного института, во времена Хлебникова здесь была Художественная школа. Вот как об этом здании писала Вера Хлебникова в своих воспоминаниях: "В городе есть таинственное красное здание с острыми башенками…"
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
Первоначальный вид Современный вид
В Национальном архиве РТ архиве найдены табеля вольнослушателей за 1905-1906 Хлебниковой Веры и Хлебникова Александра, сестры и брата будущего поэта.
Вера была очень рада расстаться с гимназией и учиться в художественной школе. "….в душу вливается какая-то растущая радость: краски, палитра, кисти…Этюды огромные бесстрашными мазками. Краски на полу, на щеках, на руках, башмаках."
Из табеля видно, что обучение проходило в дневных и вечерних классах. В вечерних классах Вера обучалась в сентябре в "головном контурном с гипса", затем была переведена в тушевальный класс. В "головном тушевальном" в декабре, январе, феврале и марте стоят отметки в строке "Портрет законч." и в строке "Наброски" в феврале и в марте. Также у Веры в табеле стоят отметки в разделе "Дневные классы" в строке Natur mort живописного класса декабре и январе. Вечерних классов было четыре: головной контурный, головной тушевальный, фигурный и натурный (каждый из которых ещё и разделён на подклассы), а дневных три: архитектурный, живописный и скульптурный, тоже с подклассами.
Судя по воспоминаниям В.Хлебниковой, радость от пребывания в художественной школе постепенно проходила. Преподаватели говорили ей: "Ваши работы слишком обращают на себя внимание, нужно, чтобы работы учеников не отличались одна от другой по приёму, ваша мозаичность - это предвзятость…Перемените вашу манеру.." Не смирившись с подобными оценками Вера покинула Художественную школу.
Хлебников Александр, согласно его табелю за тот же учебный год, в сентябре посещал вечерний фигурный класс и дневной живописный, и те же классы посещал в декабре.
Виктор Хлебников тоже был вольнослушателем школы, также увлекался рисованием, а в своём письме из тюрьмы родителям он пишет о ней так: "сгорела ли Художественная школа?"
Сохранился её табель за этот учебный год и табель её брата Александра Хлебникова
Табель вольнослушателя Казанской художественной школы представляет собой двусторонний лист размером А4, расчерченный в виде сложной таблицы. Из таблицы видно, что обучение проходило в дневных и вечерних классах. В вечерних классах Вера обучалась в сентябре в "головном контурном с гипса" и имела отметки I-7+II+II , и была переведена в тушевальный класс. В "головном тушевальном" в декабре, январе, феврале и марте стоят отметки в строке "Портрет законч." и в строке "Наброски" в феврале и в марте. Отметки являются сочетанием римских и арабских цифр через знаки "+" и "-". Также у Веры в табеле стоят отметки в разделе "Дневные классы" в строке Natur mort живописного класса декабре и январе. Вечерних классов было четыре: головной контурный, головной тушевальный, фигурный и натурный (каждый из которых ещё и разделён на подклассы), а дневных три: архитектурный, живописный и скульптурный, тоже с подклассами. Больше ничего о Вере Хлебниковой найти не удалось. Графы о дате рождения, сословии, с каким образованием поступила, остались незаполненными.
Хлебников Александр, согласно его табелю за тот же учебный год, в сентябре посещал вечерний фигурный класс и дневной живописный, и те же классы посещал в декабре.
Читая воспоминания Веры Хлебниковой, можно попытаться угадать, что римские цифры означают категорию или степень качества успехов. Если она недовольна отметками 2 и 3, значит, балл 1 является лучшим. У Веры 1 встречается в головном контурном классе в сентябре и в строке "Наброски" в головном тушевальном классе.
Постепенно мы приближаемся к Арскому полю, проходим мимо дома, где жил в студенческие годы Лев Толстой, идём по тому пути, по которому шёл герой рассказа "После бала", а затем сворачиваем на улицу Вишневского и движемся по ней до перекрёстка с улицей Калинина. Мы останавливаемся перед пустырём на фоне здания Казанской строительной академии. На этом месте ещё совсем недавно находился дом под номером 59, в котором проживала семья Хлебниковых по приезде в Казань с 1898 по 1905 годы. Отсюда Виктор ходил на занятия в 3 мужскую гимназию. К сожалению, этот дом был незаконно снесён в 2004 году и сейчас на его месте пустырь.
ДОМ ХЛЕБНИКОВЫХ
Недалеко от этого дома находится другой дом, по адресу ул Волкова, д.46 (старый адрес: Вторая гора, дом Ульянова) в котором Хлебников жил, будучи студентом. Именно этот адрес указан в студенческом билете в 1903 году, и он указан как обратный в письме Хлебникова Вячеславу Иванову от 31 марта 1908 года. Этот снимок сделан в марте 2008 года. Дом цел, он является частным владением нескольких семей, в настоящее время руководство Казанского филиала Российской международной академии туризма занимается хлопотами об установлении мемориальной доски на этом доме.
ДОМ, ГДЕ ЖИЛ ХЛЕБНИКОВ-СТУДЕНТ
Также мы хотим обратить ваше внимание на здания, имеющие отношение к другим членам семьи Хлебниковых:
Это здание Второй мужской гимназии, в которой учился отец Велимира, Владимир Алексеевич ок. 1868-1873 гг.
Сейчас в нём расположен центр детского творчества Вахитовского района города Казани. Это здание находится на берегу канала Булак.
ВТОРАЯ МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ
На той же стороне Булака находится здание бывшего Казанского реального училища, в котором учился Александр Хлебников. Оно видно на следующем снимке, угловое, с полукруглым голубым фасадом и куполом. Сейчас в нём находится одно из учебных зданий педагогического университета.
БЫВШЕЕ КАЗАНСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
Современный вид Первоначальный вид
|