ДОМ-МУЗЕЙ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА |
|
В АСТРАХАНИ |
|
ЗАЛ ПЕРВЫЙ
Дом-музей поэта Велимира Хлебникова расположен в бывшей астраханской квартире его родителей на бывшей Большой Демидовской улице (ныне ул. Свердлова,53).
Прежде, чем рассказывать о Велимире (Викторе Владимировиче) Хлебникове (1885-1922), проследим его родословную. Мы знаем, что многие Хлебниковы были купцами и выдающимися людьми. Харлампий Николаевич Хлебников, дядя поэта, был губернским предводителем астраханского дворянства. Другой дядя - Пётр Алексеевич - профессором Медико-хирургической академии С.-Петербурга. Отец поэта - Владимир Алексеевич Хлебников - один из организаторов и первый директор Астраханского заповедника в дельте Волги. Он передал своим детям любовь к познанию природы.
Мать поэта - Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая) - училась в Смольном институте благородных девиц С.-Петербурга, знала три иностранных языка, прекрасно музицировала на фортепиано. Она привила своим детям любовь к прекрасному.
ЗАЛ ВТОРОЙ
В этой гостиной многое сохранилось: подлинный паркет из тёмного дуба, старинные голландские изразцовые печи, лепнины на потолке. Ощущение подлинности возрастает при виде фамильной мебели, книг, предметов обихода семьи Хлебниковых. Передавая их в дар музею, Май Петрович Митурич-Хлебников, племянник поэта, рассказал их историю. Перед вами вещи Владимира Алексеевича Хлебникова: ручка, зеркальце, гребень кавалерийский, чернильница, щипцы, стаканчик для хранения карандашей (с изображением дракона), таганок, футляр от мозеровских часов, приспособление для крепления бумаги (в форме лиры), инструмент для набивки чучел птиц. Все дети Владимира Алексеевича увлекались орнитологией. В 1905 году Велимир (Виктор) и Александр Хлебниковы совершили совместную экспедицию на Урал. Позже они опубликовали статью в журнале "Природа и Охота".
Эту зелёную чашку Велимир подарил своей маме, а этот портрет Владимира Алексеевича, выполненный гуашью, Вера подарила отцу. На этом столике - Свидетельство Сестры Красного Креста Екатерины Николаевны Вербицкой (матери поэта). Окончив курсы сестёр милосердия, она ушла на русско-турецкую войну выхаживать раненных солдат. Позже она участвовала в работе "Народной Воли", революционного общества по борьбе с царизмом. От матери Велимир унаследовал тягу к "живой" истории. ЗАЛ ТРЕТИЙ
В этой комнате в доме родителей Вера прожила восемь лет (1916-1924). До этого она обучалась художественному мастерству у К.Ф. Юона, Я.Ф. Ционглинского и К. Ван Донгена. В её творчестве заметно влияние Врубеля и Нестерова.
Перед вами акварель Хлебниковой "Натюрморт с мандаринами". А вот её китайская кружка из синего стекла, представленная на акварели. Она сохранилась.
Вот детско-юношеские акварели Веры. Велимир никогда с ними не расставался. ЗАЛ ЧЕТВЁРТЫЙ
Мы знаем, что Велимир Хлебников много странствовал (ездил на крышах вагонов в гражданскую войну, ночевал у пастушеских костров в степи), прошёл через тюрьмы, казармы, больницы. Где бы он ни поселялся, всё было усеяно обрывками, лоскутами его стихов. Мы попытались создать имитацию его разбросанных черновиков.
В комнате великого поэта, гения, его стихи звучат и понимаются по-особому. Приехав в Астрахань в 1911 году, поэт был поражён её этнографическим многообразием: тридцать четыре православных русских храма, пять армяно-грегорианских церквей и соборов, два римско-католических костёла, восемь татарских мечетей, две еврейских синагоги, лютеранская церковь, персидская мечеть и калмыцкий хурул. Велимир влюбился в "город предков" и, поражённый его красотой и величием, написал поэму об Астрахани "Хаджи-Тархан". ЗАЛ ПЯТЫЙ
Идеей предыдущего зала была творческая лаборатория поэта, а здесь мы попытались показать его мировое значение. Велимир возглавил в русской поэзии литературное направление "футуризм" (от латинского слова FUTURUM - будущее), но себя упорно именовал "Будетлянином".
Мой белый божественный мозг
Свой "божественный мозг" поэт отдал не только России: его стихи переведены на английский, немецкий, французский, итальянский, польский и многие другие языки. Только в нашем музее около семидесяти его зарубежных изданий и книг о его творчестве.
А теперь познакомимся с личными вещами поэта: галстук, подаренный Маяковским, две деревянных фигурки, купленные у монахов Сергиева Посада, несколько книг из личной библиотеки Хлебникова, его гребешок, сундучок, где он хранил свои рукописи, основание чернильницы и самодельная ручка из ветки вербы, которой и была написана статья "Ветка вербы". Здесь, в Пятом Зале, выставлены уникальные прижизненные издания, в том числе экземпляр "Вестника Велимира Хлебникова № 1", принадлежавший поэту. ЗАЛ ШЕСТОЙ
В мае 1922 года Хлебников собрался на родину, в Астрахань. Но художник Пётр Митурич уговорил его посетить деревню Санталово Новгородской губернии. Эта поездка оказалась для поэта последней. В Санталово он заболел и 28 июня 1922 года скончался. Митурич запечатлел последние дни поэта в своих рисунках. Хлебников был похоронен на кладбище деревни Ручьи.
В 1961 году его прах был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В изголовье его могилы - "каменная баба", сквозной образ его стихов и поэм.
ЗАЛ СЕДЬМОЙ
Застеклённая веранда завершает мемориальную часть музея. Это - зона отдыха. На ней хорошо посидеть, обдумать свои впечатления. Кроме того, здесь молодые поэты читают стихи, обсуждают события литературной жизни. Здесь встречаются поэты, художники, музыканты - "творяне".
ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ экспонирует лучшие работ художницы: "Русалки". С любопытством и восхищением устремлены глаза русалок на утонувшего восточного витязя. Множество оттенков белого цвета создают впечатление перламутровой поверхности. "Старое и молодое". Зловещая фигура Старухи нависла над тонким, как стебелёк, силуэтом Девочки. Здесь художница достигает максимальной экспрессии и сложной цветовой гаммы. "Путь художника". В картине использован прометеевский сюжет. Женщину-художницу терзают хищные птицы. Терниста стезя художника. Вера писала картину в период гражданской войны, не имея качественного холста и красок. Это привело к необратимому потемнению красок. "Автопортрет". Автопортрет выполнен Хлебниковой в возрасте 19-ти лет, в период обучения в классе художника Ционглинского, незадолго до отъезда в Париж, где она поступит в студию Ван Донгена. "Ход сельди". Это пятиметровое панно с астраханской тематикой выполнено в Москве, по заказу Рыбного отдела Политехнического музея. Оно - яркое подтверждение Веры Хлебниковой как художника-колориста. ЗАЛ ГРАФИКИ ПЕТРА МИТУРИЧА
Пётр Митурич был поклонником творчества Велимира. Он первым донёс до родных поэта горькую весть о его гибели. Позже он породнился с ними, женившись на Вере Хлебниковой.
Его творчество разнообразно представлено в зале: цикл "По Волге", "Портрет Велимира Хлебникова" (с оленьими рогами), "Майчик с пальчиком" и другие рисунки. А также копии его "волновиков" (летательных аппаратов).
ВЕРАНДА МАЯ МИТУРИЧА
На витрине - книги Маршака, Чуковского, Льюиса Кэрролла, Киплинга, Хармса и других с иллюстрациями Мая Митурича-Хлебникова. Его акварели и чёрно-белая графика производят неотразимое впечатление.
Художник был удостоен золотой медали Российской Академии художеств за юбилейную выставку в Москве (2000 г.) - итог своей пятидесятилетней творческой деятельности.
ЗАЛ ГРАФИКИ СТЕПАНА БОТИЕВА
Степан Ботиев, современный калмыцкий скульптор и художник, в 1993 году прославился памятником Велимиру Хлебникову в Калмыкии (Малые Дербеты), на месте рождения поэта. Памятник выполнен из бронзы, его высота - 3 м 20 см. Отсутствие пьедестала создаёт впечатление идущего по степи странника. В этой блестящей работе, удостоенной серебряной медали Российской Академии художеств, Степан Ботиев стремился создать "не только образ поэта-странника, но и скитальца духа".
В зале действует выставка графики С. Ботиева "Хлебниково поле" на постоянной основе.
БИБЛИОТЕКА
Библиотека музея - центр хлебниковедения, известный далеко за пределами Астрахани. Сюда поступают заказы, запросы о консультациях по "хлебниковскому" материалу из других городов России и из-за рубежа. Здесь занимаются школьники, студенты, учителя, преподаватели вузов.
В библиотеке собраны прижизненные издания поэта, раритетные сборники 20-х и 30-х годов, а также его современные издания в России и за рубежом. В музее - богатая аудио- и видеотека о жизни и творчестве Велимира Хлебникова.
А.А. Мамаев, |
|
http://www.astrakhan-450.ru/ http://www.astranet.ru/win/culture/wchmus.htm |
|
|